Ставки по ипотеке стали снижаться. Президент ведь дал такой наказ, а банкиры с «государственным участием» взяли под козырек, мол, сделаем. Сделали. Но особого влияния на объемы жилищного кредитования это снижение вряд ли окажет. Более того, статистика зафиксировала падение спроса на ипотеку.
Чиновники иногда проговариваются. Вот и замминистра по строительству Никита Стасишин «на полях» ПМЭФ простодушно заявил: «Мы занимаемся сейчас определением статуса апартаментов. Конечно, мы заинтересованы, чтобы они могли учитываться в объёме ввода жилья…»
Скажем честно, прошли времена грандиозных скидок и дорогостоящих подарков. Застройщики стали менее щедры и расточительны. Но в июне мозг отделов маркетинга закипел и выдал несколько креативных предложений.
Все силы покинули петербургских застройщиков. Спешить некуда. Новые проекты уже не получится строить по старым правилам, привлекая бесплатные деньги дольщиков и тратя их по своему усмотрению. Так что май прошел почти без новичков, но дефицита квартир пока что не ожидается — есть ведь проекты старые, которые еще могут расти и расти.
Несмотря на майские праздники, которые «откусили» целую рабочую неделю, на рынке новостроек царила весенняя сверхактивность, компенсировавшая многодневный отдых. И вот имеем. Следователи решили прийти за девелопером-депутатом, губернатор Ленобласти строго попросил нашкодивших застройщиков убраться из региона. А в Петербурге мечтают о новой кольцевой и готовятся к выборам губернатора.
До сих пор инвесторы верят в доходность недвижимости и приобретают её именно с этой целью. Переуступка — одна из форм, чтобы сказку сделать былью. Ну или просто избавиться от ненужной покупки.
Застройщики все реже играют с большими скидками публично, ведут себя все менее щедро. В мае их скромность зашкалила. 3% — это разве дисконт? Но мы нашли достойные предложения.
Жилых новинок в апреле было немного, да и проекты компактные, одноактные. В Петербурге продолжается бум апарт-отелей, который непонятно, куда приведет. На рынке квартир власть захватили старые проекты с новыми очередями.
Застройщики чаще всего продвигают свои проекты простым и доступным языком цифр. Иногда рисуют заманчивые картинки, которые не всегда получается воплотить в жизнь, в металл и бетон. Но иногда можно встретить удивительные проявления креативности на довольно скучном рынке новостроек.
Апрель бурлил событиями. Активность петербуржцев росла на глазах. Обманутые дольщики особо не докучали и отошли на второй план. А на первом — темы не про жилье, но очень с ним связанные.
Петербургские застройщики ударно встречают весну, стремясь продать как можно больше до 1 июля, когда закончится эра дольщиков. Акции апреля приятно обрадуют тех, кто захочет успеть запрыгнуть в последний вагон долевого строительства. Или предпоследний.
Два новых проекта в Петербурге и один в Кудрово – таков непечальный итог начала весны. Застройщики сделали ставку на продолжение своих больших проектов, начатых ранее, и вытолкнули на рынок десятки свежих корпусов и секций.
Рынок новостроек бурлит – все ближе 1 июля. Покупатели напугано закупаются квартирами, как гречкой перед кризисом. Застройщики потирают руки, подсчитывая доходы и предсказывая «конец света». Банкиры обещают дешевую ипотеку, повышая ставки. Власти Ленобласти публично стараются победить долгострои, а новые уже на подходе.
Президент России Владимир Путин дал приказ, чтобы ставка по ипотеке упала ниже 8% годовых. Точные сроки глава государства не обозначил, да и ставка не находится на госслужбе, чтобы взять под козырек и упасть. Глава Сбербанка Герман Греф прогнозирует, но не обещает, что на этот уровень ставка может выйти уже в следующем году.
Эксперты обещали значительный рост цен на квартиры в новостройках, чем вызвали небывалый покупательский ажиотаж в конце прошлого года. Но никакого большого взрыва не случилось. Цены растут, но плавно, без рывков, боясь спугнуть достигнутые объемы продаж. А что будет после 1 июля, когда вступят в силу новые правила долевого строительства, не знает точно никто. Что-то точно будет.
Акций становится все меньше. Застройщикам не за чем стимулировать и так высокий спрос. Скидки минимальны и в основном распространяются на уже готовые или большие квартиры, ценник на который заявлен по самому максимуму. Остаются акции на паркинги, ипотеку — они дают более-менее реальную экономию при покупке.
Доля малоэтажных проектов в составе областной застройки уверенно сокращается. Год назад малоэтажка составляла 6,8% по площади жилья, 5,1% — по количеству квартир. В МЖК жилье обычно просторнее, студий мало. Сейчас – 6,2% и 4,3%.
Как ни странно, в феврале прошлого года на рынок Петербурга было выведено столько же объектов, как и в конце этой зимы. Несмотря на дамоклов меч эскроу-счетов, нависший над новостройками, строительный бизнес не задушишь, не убьешь, как поется в гимне демократической молодежи.
В то время как петербургские власти безуспешно и личным примером боролись с ледово-снежным катаклизмом, на рынке недвижимости велась подковерная борьба. Решался главный вопрос – кто с 1 июля получит освобождение от эскроу-счетов. Но самые интересные новости этой темы совсем не касались – покупателей эта проблема волнует мало.
Жилой комплекс — это сооружение сложное. На нем зарабатывают сотни подрядчиков и поставщиков, рекламисты и агентства по продвижению. Точные цифры «ценности» строительства знает только застройщик, причем они могут отличаться в зависимости от проекта. Хотя иногда себестоимость можно подсчитать только после ввода объекта в эксплуатацию. Бывают случаи, что компания по итогу ничего не зарабатывает. А бывают, что денег не хватает и для того, чтобы довести проект до конца.