Метрополитен остается главным средством скоростного передвижения по Петербургу. Наличие станции в пешеходной доступности от жилого комплекса не только увеличивает стоимость квадратного метра, но и делает жизнь комфортнее и мобильнее.

К сожалению, со станциями у нас дефицит, спрос значительно превышает предложение, что приводит к давке и столпотворению в часы пик.
Застройщики очень любят указывать в своих рекламных буклетах близлежащие станции метро. Но, очевидно, что ввод нового жилья значительно опережает темпы ввода новых станций подземки. Можно сказать, темпы эти почти отсутствуют. Даже те станции метрополитена, которые были построены в последние годы, проектировались давно, без учета массового строительства и появления новых пассажиров. По факту они оказались маловостребованными, как к примеру «Волковская», где вообще очень мало жилой недвижимости. Это же касается и будущей «Новокрестовской», рядом с которой строительства не ведется. Но и на этом спасибо.
В конце тоннеля
Самыми проблемными, безусловно, являются конечные станции метрополитена, которые впускают в себя жителей как старых районов, так и новостроек, расположенные, как пишут застройщики, в том числе в 10-30 минутах езды, а это десятки километров.
«Конечные станции метро, у которых ведется наиболее активное строительство жилой недвижимости, испытывают наибольшие нагрузки, связанные с немалым пассажиропотоком – это, в первую очередь, станция метро «Девяткино» и «проспект Ветеранов». Вагоны метро на этих станциях заполняются пассажирами так плотно, что на остановках, расположенных ближе к центру города, войти в вагон в часы пик становится проблематично, - отмечает руководитель отдела маркетинга строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон Инвест» Яна Булмистре. - Данный эффект уже давно получил свое название, правда, в Москве – «эффект Выхино», или «Выхинская давиловка».
В Петербурге имя ему еще не придумали. В сети больше негодуют о том, что некогда пустынные станции метрополитена теперь приходиться брать штрумом — из-за обильного строительства поблизости пассижиропоток вырос на порядок. Речь в основном идет о часе пик с 8 до 9 утра и с 6 до 7 вечера, когда петербуржцы торопятся на работу и с работы. Решить эту проблему в ближайшее время вряд ли получится. Скорее, наоборот, она будет усугубляться, нагрузка на метрополитен будет возрастать по мере застройки все новых и новых близлежащих участков. А ведь стройка частенько крутится у метро (в пешей доступности, в непосредственной близости, рядом, близко), которое увеличивает стоимость квадратного метра и темпы продаж квартир.
«В условиях мегаполиса метро – это фактически единственный вид транспорта, позволяющий быстро добраться из одной точки города в другую. Поэтому наличие в шаговой доступности любой, даже самой перегруженной станции, это несомненный плюс. Ведь лучше потратить 10-15 минут на входе в подземку и потом за короткое время доехать до места назначения, чем терять часы в наземном транспорте в автомобильных пробках, - говорит директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова. - Большинство окраинных станций сейчас испытывают значительную нагрузку, и в ближайшие годы ситуация вряд ли станет лучше. Но выбор жилья по принципу меньшей загрузки станции нерационален. Все-таки при выборе покупатели руководствуются другими мотивами: качеством проекта, стоимостью жилья, надежностью застройщика, наличием инфраструктуры и метро в целом, а уж насколько будет загружена станция – это вопрос вторичный».
«Большинство наших жилых комплексов – ЖК 4YOU и ЖК KingDOM – расположены в пешеходной доступности от станций метро, а, например, ЖК «КосмосStar» находится на одинаковом удалении сразу от двух станций петербургской подземки – «Звездная» и «Купчино». Наличие в непосредственной близости метро положительно сказывается на имидже всего проекта. Клиенты хотят и выбирают жизнь рядом со станциями метрополитена, потому что это удобно, практично, а жилье в таких локациях не будет терять в цене», - отмечает Яна Булмистре.
Автопати
Многие новоселы, приобретая недвижимость, больше рассчитывают на собственную транспортную мобильность, чем на близость к метро. Не секрет, что большинство автомобилистов погрузиться в тоннели подземки заставит только чрезвычайная ситуация — машина, к примеру, в ремонте. Кроме того, жилые комплексы в основном возводятся не в пешей доступности от метро, а в 10 и более минутах езды на общественном транспорте (к примеру, ЖК «Солнечный город», «Legenda Героев», с ценником от 2 млн рублей). Автомобиль в этом случае оказывается значительно удобнее. Те же, что строятся поблизости от неконечных метростанции, как правило, принадлежат к бизнес-классу с соответствующим ценником. Так, рядом с «Чкаловской» (мы недавно писали об этих проектах) возводятся ЖК KingDOM, «Мендельсон», «Биография» и апарт-отель Grani, квартиры (апартаменты) в которых стоят от 5,78 млн рублей.
По большому счету наличие в пешеходной доступности станции метро для Петербурга — показатель важный, но, сожалению, зачастую труднодостижимый. По той простой причине, что подземка охватывает лишь 33,2% от общей городской территории плотной застройки. Шесть районов вообще не имеют своей станции, а жителям значительной части Приморского, Красногвардейского, Фрунзенского, Калининского и Выборгского районов довольно трудно добраться до метро даже при наличии станций. Показателей по обеспеченностью петербуржцев подземным транспортом нет. В Москве, к примеру, метро в шаговой доступности имеют сейчас 80% жителей, а к 2020 году должно быть уже 93%. Петербуржцам такая доступность может только сниться. А без развития новых веток метрополитена Выхинская давиловка в скором времени станет обыденным явлением.
Комментарии