Каждый человек подбирает себе жилье по вкусу, по финансовым возможностям, по потребностям. Застройщики декларируют индивидуальный подход, пытаются удовлетворить все вкусы. Но, скажем честно, не всегда это реально сделать. Да и приоритеты очень быстро меняются.
В дискуссиях о будущем жилья сказано уже много букв и слов. Все – и застройщики, и потенциальные новоселы – понимают, что трансформации на рынке недвижимости уже происходят и то, что было важно несколько лет назад, сейчас утрачивает свое значение. На рынок приходят и новое поколение, и новые технологии, которые не могут не изменить отношение к современному жилью.
Традиции остаются: квартиры выбирают по старинке
На самом деле пока что принципы выбора квартиры сильно не меняются. Стоимость остается основным драйвером при выборе того или иного объекта. Ориентироваться на транспортную доступность сложно – метро и дороги строятся не быстро. Садики и школы пока что остаются важной частью нового жилья, но, скажем, они абсолютно не нужны новоселам без малых детей, а таких достаточно.
В последние годы возрастает понимание, что жилому комплексу нужен приличный двор, с различными уличными «удобствами» (детскими городками, взрослой спортплощадкой), зеленое убранство – не в виде чахлых кустиков и на ладан дышащих саженцев. Застройщики предлагают дворы без машин, променады, велоструктуру. Но проблемы также остаются: в больших экономпроектах недостаточно места для парковки, обещания по озеленению и благоустройству остаются обещаниями. Для одиночки, без машины, без детей, предпочитающего большую часть времени проводить дома, работать дистанционно, заказывать еду через «Самокат» – современное петербургское домостроение походит идеально. Даже малогабаритная студия будет в радость. Но таких покупателей с заниженными социальными потребностями – меньшинство.
Большую роль продолжает играть стоимость: покупатели готовы поверить в красочные буклеты застройщиков, что здесь будет город-сад, если устраивает цена, если хватает средств, банк одобряет ипотеку. Есть и вечные «ценности».
«Всем, независимо от социального статуса и наличия автомобиля, важно, чтобы квартира была транспортно доступна и удобна для проживания в самом широком смысле этого слова. А это качество постройки, у кирпично-монолитных домов звуко- и теплоизоляция лучше, чем в панельных, например. Далее, наличие собственной инфраструктуры и близость к основным соцобъектам, благоустройство прилегающей территории. В принципе, в современных жилых комплексах классов комфорт и выше предусмотрено все, чтобы удовлетворить потребности любых категорий покупателей. Сейчас практически во всех новостройках обязательно предусмотрены паркинги, спортивные и детские площадки во дворе, системы ограничения доступа для посторонних, коммерческие зоны», – говорит директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова.
Квартира для автомобилиста
Сегодня большинство новоселов имеют в собственности автомобиль, а до некоторых жилых комплексов без машины непросто добраться. Проблема парковки свойственна большинству жилых комплексов экономкласса, но встречается и в более дорогом жилье. Самый оптимальный вариант – это приобрести место в паркинге, но не все могут себе это позволить, отдавая последнюю рубашку за ипотеку. Проблема может быть решена исключительно снижением количества автомобилей: пересадить всех новоселов на велосипеды и самокаты. Но такое решение выглядит утопичным.
«Чтобы понять, есть ли возле дома места для бесплатной парковки, достаточно съездить на место и прогуляться по прилегающим улицам. Но, как правило, таких мест практически нет. Если новостройка находится в обжитой локации, то вокруг гарантировано будут стоять машины жильцов соседних домов: до середины 90-х паркинги просто не предусматривались проектами. Сейчас же в большинстве новостроек поддерживается концепция двора без машин, и поставить свое транспортное средство во дворе своего дома тоже не получится. Поэтому оптимально сразу рассматривать вариант покупки паркинга. А иногда его можно получить в подарок: например, такая опция предусмотрена при покупке 3-комнатной квартиры площадью свыше 100 квадратов в ЖК «Лондон Парк» и ЖК «Маршал». Дополнительным плюсом идет чистовая отделка», – рассказывает Надежда Калашникова.
Обычно количество квартир значительно больше, чем машино-мест в паркингах. Даже проекты бизнес-класса и выше испытывают дефицит с автоместами. Есть исключения. Скоро в продажу выходит ЖК «Дом Динамо-2» на Крестовском острове. В нем всего 17 квартир – и 40 мест в паркинге!!!
Квартира для фрилансера
Очевидный тренд последнего года – это дистанционная работа, рост числа фрилансеров, которые могут работать из любой точки земного шара. Застройщики этот тренд интерпретируют по-своему и предлагают компактные квартиры или апартаменты в коливингах, мол, небольшие площади для жизни компенсируются большими общественными зонами, где можно проводить все время, свободное ото сна, в том числе и продуктивно работать. Такой концепт продвигается компанией Becar Asset Management Group в МФК Coliving You&Co на Орджоникидзе. Молодежи предлагается жить в огромном общежитии, но в самодостаточном современном окружении (бары, фитнес, рестораны, коворкинг, бассейн и прочее).
Альтернативой такой недвижимости сейчас выступают квартиры в переделанных коммуналках. Новое поколение не желает жить на отшибе и готово пожертвовать площадью ради привлекательного места, желательно в самом центре Петербурга.
Еще одна интерпретация дистанционного образа жизни – расстояние до города не имеет значения, транспорт не имеет значения, сиди в общем дома и работай. Так пытаются застройщики спихнуть квартиры в ленинградских новостройках, которые реализуются в самых необустроенных и отдаленных районах области.
Велосипедный рай
Неугасающий тренд последних лет – это создание велосипедной инфраструктуры. Все больше людей пересаживаются на этот экологический вид транспорта. В Финляндии, к примеру, на велике многие гоняют даже зимой. Другой вопрос, что в городе велосипедисты используют в основном пешеходную инфраструктуру, создавая немало проблем для тех, кто путешествует на своих двоих. В любом случае хорошо, если в жилом комплексе есть общая кладовка или колясочная на первом этаже, где можно хранить свой байк, а не мучиться, впихивая его в лифт, чтобы дотащить до 10 этажа. Такие удобства можно встретить во многих проектах, хотя сейчас застройщики стараются избежать «бесплатности» и предлагают покупать кладовку.
Интересный проект реализуется в Гатчине – МФК Gatchina Gardens. Девелопер обещает не только построить дома и создать курортную инфраструктуру (грязелечебница, минеральные СПА и прочее), но и проложить в парках 18 километров велосипедных и беговых дорожек!
Клубный подход: реальность и взгляд в будущее
На западе существует еще один тренд в новостройках – клубный принцип. Когда жилой комплекс строится с учетом не только того, что в них будут жить люди одного социального уровня или статуса (это регулируется стоимостью недвижимости), но и с общими интересами. Ярким представителем нетрадиционной клубности на петербургской земле стал проект МЖК Veda Village для вегетарианцев. Логично выглядели бы в сегодняшних реалиях жилые комплексы гендерной или сексуальной клубности, но пока до этого не докатились. Говорят, впрочем, что в аргентинском Неукене в прошлом году был открыт жилой комплекс (социальный кондоминиум) для женщин-трансгендеров. Открыт он был по инициативе католической монахини на средства бюджета региона.
Комментарии