Возведение инфраструктуры в масштабных проектах жилой застройки, будет финансироваться городом лишь частично. Какие же проекты на сегодняшний день, заслужили помощи со стороны городского бюджета? Застройщики склонны полагать, что город традиционно профинансирует инфраструктуру в проектах, обладающих статусом стратегических.
Кусок пирога
Заявок от строительных компаний, на освоение десятков гектаров земли каждая, поступает немало – планы застройщиков грандиозны, а ресурсов между тем не хватает, причем речь идет не о земле, а, большей частью, именно об инфраструктуре - без реализации инфраструктурных проектов становится невозможной и реализация проектов жилищного строительства.
При составлении плана развития территорий, в первую очередь рассматриваются «возможности» земли, затем рассчитываются нагрузки на транспортную и социальную инфраструктуру, а вот интересы застройщиков принимаются во внимание в последнюю очередь.
Город, естественно, не стоит в стороне, так в прошлом году объем финансирования адресной инвестиционной программы составлял 93 300 000 000 рублей, а это больше 5-ой части городского бюджета. При этом городские затраты на инженерию сконцентрировались, в основном, на территориях промышленных зон.
В настоящее время, известны 6-ть стратегических петербургских проектов, в составе которых есть жилая функция: многофункциональный район «Балтийская жемчужина», строительство которого ведется на территории Красносельского района, ЖК «Морские башни» в районе Пьяной гавани, проект многофункционального центра «Набережная Европы», реализуемый в Петроградском районе, город-спутник «Южный» в Пушкинском районе, и ЖК «Северная долина» в Выборгском районе города.
Бюджетная щедрость, распространяемая на приоритетные проекты, позволяет строительным компания реализовывать «квадраты» жилплощади по цене ниже рыночной, т.е., заодно, решается еще одна государственная задача – обеспечение граждан доступным жильем. Хотя другие застройщики конечно не в восторге.
Самостоятельно
В конце прошлого года сформировался перечень приоритетов в развитии Петербурга – в списке, насчитывающем 5 пунктов, заботе о горожанах отведена скромная 4-ая позиция.
По словам губернатора Северной столицы Георгия Полтавченко, городские земли нельзя раздавать, не позаботившись предварительно о транспортной и социальной инфраструктуре, а заботится о ней, по мнению губернатора должны сами застройщики.
В прежние времена, воспоминания о которых еще живы в памяти градостроителей, развитие территорий под застройку происходило постепенно: сперва землю обеспечивали инженерной и транспортной инфраструктурой, затем приступали к возведению социальных и жилых объектов.
В настоящее время внушительное количество строек в городе начинается на пустыре. И все чаще, на сегодняшний день, обеспечение комплексов инженерной «начинкой», социальной и транспортной инфраструктурой возлагают на плечи строительных компаний. К тому же в преддверье новой волны кризиса в моду вошли проекты комплексного освоения территорий.
В масштабных проектах затраты только на одну инженерию составляют порядка 20-40% от общей стоимости. Так, например, инженерная подготовка земли на территории ЖК «Северная долина» стоила компании «Главстрой-СПб» 13% от общей стоимости проекта, при том что тот обладает статусом «стратегический», а следовательно получает бюджетную помощь.
При этом ряд объектов инженерной инфраструктуры строительным компаниям приходится возводить не только для конкретного участка или квартала, где идет стройка, но и для административных районов, расположившихся по соседству, вследствие чего растут затраты, а вместе с ними и конечная цена «квадрата» жилплощади в комплексе.
Так Группой компаний «Балтрос» было инвестировано 1 500 000 000 рублей в инженерную «начинку» земель Пушкинского района, где застройщик реализует два своих крупных проекта – микрорайон «Славянка» и малоэтажный жилой комплекс «Новая Ижора». В итоге водоснабжение будет обеспечено не только в Пушкине, где ведется строительство, а также в Сосновой Поляне, Петродворце и Ломоносове.
Похожая картина наблюдается и относительно градостроительной документации, т.е. если застройщик изъявил желание, возвести жилой объект в будущем квартале, в его обязанности войдет разработка документов на весь квартал.
Тем не менее, темпы инфраструктурного строительства по-прежнему не обгоняют жилищные.
По мнению специалистов, градостроительная документация должна стать опережающей – если, на сегодняшний день, даже планы не успевают за жилищным строительством, то, что говорить о сроках инженерной подготовки земель или возведении инфраструктуры?
ГЧП
Помимо помощи из городского бюджета, внедряются в практику и другие механизмы. Так в стратегических проектах жилищной застройки, транспортная и социальная и инфраструктура развивается в настоящее время, в том числе, и на основе ГЧП - государственно-частного партнерства. К таким проектам на сегодняшний день относятся: создание города-спутника «Южный», развитие территории Московская-Товарная и развитие Ново-Адмиралтейского острова.
Заключение первого на территории страны договора ГЧП состоялось весной прошлого года. Согласно договору, заключенному с городской администрацией ГК «Балтрос», взял на себя обязательства по строительству двух школ и трех ДДУ на подаренных городом территориях (проекты «Славянка» и «Новая Ижора»), за счет заемных средств. Заемные средства обеспечены банком «ВТБ», открывшем невозобновляемую кредитную линию для – ООО «УК «Перемена» - дочерней компании Группы «Балтрос». Лимит кредитной линии составляет 2 200 000 рублей, срок действия – до 2022 года. В течение 10 лет эксплуатацией данных инфраструктурных объектов будет заниматься Управляющая компании. Город начнет рассчитываться со строительной компанией через несколько лет – постепенно. Соглашение о ГЧП действительно в течение 12 лет. Согласно договору, сумма выкупа может составить до 3 765 000 000 рублей.
Следующие в очереди конкурсы по возведению транспортной инфраструктуры на новых территориях.
Строительство на основе ГЧП, вне всякого сомнения, будет происходить быстрее, нежели торги по возведению инфраструктурных объектов, за счет городской казны. В случае с ГЧП, городские деньги будут медленно уходить из бюджета, что не слишком ему повредит, а у строительных компаний появится возможность создать комфортную жилую среду на территориях масштабных, жилых проектов. Речь, конечно, идет о застройщиках, располагающих необходимыми для этих целей средствами. Но есть здесь и негативный момент, причем весьма весомый – рост затрат естественным образом сказывается на цене реализуемого жилья.
Комментарии