Санкт-Петербург получил из федерального бюджета 24 млрд рублей на развитие инфраструктурных проектов. О том, где петербуржцы могут посмотреть на эти деньги (и увидят ли их вообще), мы и поговорим в данной статье.
- Минуточку! За чей счёт этот банкет? Кто оплачивать будет?
- Нам ли быть в печали
- Это я удачно зашёл
- Меня терзают смутные сомнения
Минуточку! За чей счёт этот банкет? Кто оплачивать будет?
Начнём с того, что впервые об инфраструктурных кредитах для регионов, заявил Владимир Путин в своём послании к Федеральному собранию в апреле 2021 года. Он же озвучил основные условия выделения средств:
- Ставка — не более 3% годовых.
- Срок погашения — 15 лет.
- Общая сумма кредитов — 500 млрд рублей.
Деньги центр планирует выделить до конца 2023 года. И уже известно, кому и сколько достанется. По данным издания «РБК», самую большую сумму на развитие получит инфраструктура города Москвы — 81,17 млрд рублей. Далее в списке идут Московская область с 25,35 млрд и Санкт-Петербург с 24,1 млрд рублей.
Регионы-аутсайдеры этой программы: Хакасия с 0,19 млрд и Мордовия, которой не досталось ничего. Примечательно, что президент в своей речи сказал о принципах справедливости при распределении средств.
«…чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов…»
Вот так выглядит справедливость на практике.
Нам ли быть в печали
Но не петербуржцам жаловаться на судьбу. 24 млрд рублей — сумма солидная. И правительство Санкт-Петербурга намерено потратить её с пользой. Уже определены те проекты, на которые пойдут эти деньги:
- строительство развязки ЗСД в районе Шкиперского протока;
- строительство Витебской развязки;
- обновление трамвайного парка.
Распределение бюджетных средств между ними будет выглядеть следующим образом.
При этом общий бюджет проектов — 72,9 млрд рублей. Оставшиеся 48,8 млрд рублей планируется привлечь иным способом. Видимо, это государственно-частное партнёрство или другие кредиты.
Самая большая статья расходов — закупка трамваев. Что неудивительно. ГУП «Горэлектротранс» уже давно нуждается в масштабном обновлении подвижного состава, так как износ парка составляет порядка 70%. А ещё есть необходимость в регулярном ремонте устаревающей электросети и трамвайных путей. Своими силами ГУП с такими расходами явно не справится. Нужны большие деньги, чтобы исправить ситуацию.
Но инфраструктурный кредит — это лишь часть той суммы, которую город хочет вложить в петербургские трамваи. Ещё в начале прошлого года губернатор утвердил масштабную программу развития пассажирского электротранспорта. За 8 лет планируется выделить 123 млрд рублей.
«Горэлектротранс» подготовил подробную презентацию о том, как изменится транспортная система города благодаря этой программе.
Источник: ГУП «Электротранспорт».
Планы выглядят просто фантастически. Тут и увеличение окупаемости, и множество новых маршрутов, и 85 ретротрамваев. В общем всё, чтобы Петербург и дальше мог считаться трамвайной столицей.
Самая значимая часть расходов — именно закупка подвижного состава. К концу 2028 года должны приобрести свыше тысячи единиц новых трамваев и троллейбусов.
Источник: ГУП «Электротранспорт».
Не меньшее значение для города имеет и строительство новых развязок. Первая — в районе Шкиперского протока — должна значительно улучшить транспортную ситуацию на Васильевском острове. Вторая (Витебская) вообще должна послужить началом новой транспортной артерии города — Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД).
А главное, что вложения в эти проекты должны «отбиться». Так строительство развязки на Васильевском острове должно вернуть в федеральный бюджет 23,3 млрд и 22,3 млрд рублей — в региональный. Это произойдёт в виде различных налогов, а также платежей автомобилистов за проезд.
Это я удачно зашёл
Так как портал посвящён новостройкам, то в первую очередь нас интересует, как эти проекты могут повлиять на рынок недвижимости. Ведь масштабные инфраструктурные проекты вполне могут сделать некоторые локации более привлекательными для проживания.
Так развязка ЗСД в районе Шкиперского протока явно увеличит привлекательность жилья на намыве Васильевского острова. А строящихся жилых комплексов здесь немало: «Морская набережная», «Морская набережная. SeaView», «Аквилон ZALIVE», «Колумб», «Магеллан» и другие. Населению этих новых кварталов данная развязка будет весьма кстати.
Она улучшит не только транспортную доступность намыва, но и всего Васильевского. Ведь сейчас здесь только один выезд на ЗСД — через проспект Крузенштерна. Так что новая развязка — дополнительный козырь для тех, кто продаёт квартиры в Василеостровском районе.
Ещё более значительные перспективы может предоставить Витебская развязка. Как уже говорилось выше, она может стать первым этапом строительства ШМСД. Даже сама по себе эта развязка улучшит транспортную ситуацию на юге Петербурга, соединив ЗСД с Московским и Фрунзенским районами.
А уж если широтную магистраль смогут построить в том виде, в котором она представляется в самых смелых планах (см. схему ниже), то это значительно уменьшит пробки по дороге в ближайшие пригороды: Кудрово, Янино, Всеволожск. Что должно повысить спрос на жильё в этих локациях. О чём мы уже писали в статье о перспективных окраинах города.
Впрочем, «раскатывать губу» явно рановато. Строительство ШМСД обсуждается уже давно. Ещё в 2020 году издание «Фонтанка» писало об этом проекте и оценивало стоимость строительства в 182 млрд рублей. Так что одного инфраструктурного кредита явно недостаточно.
Меня терзают смутные сомнения
Да и стоит ли говорить, что все решения по этим проектам, принимались год назад. А следовательно, уже не так актуальны. После февраля 2022 года все планы, если и не стоит умножать на 0, то точно нужно значительно корректировать.
Во-первых, понизился курс рубля. А это почти наверняка увеличит фактические затраты на строительство. Во-вторых, экономические санкции затруднят работу строителей. В-третьих, в текущих реалиях государство может пересмотреть бюджетные траты. С поддержки инфраструктурных проектов в регионах фокус может переместиться на другие сферы.
Одним словом, мы оказались в новой реальности. И сможет ли государственная машина под неё подстроится, не «плюнув» на инфраструктурные проекты — большой вопрос.
«Госзакупки — крайне инерционный механизм. Сейчас начинают выполняться решения, принятые полгода-год назад, в совершенно иной реальности и в других условиях. Механизмов оперативного реагирования на уровне города (да и РФ) у нас нет. Конечно, сейчас надо делить все госконтракты и конкурсы на обязательные (для текущей жизнедеятельности мегаполиса), желательные и возможные, “на потом”» — считает шеф-редактор «Недвижимость и Строительство Петербурга» Дмитрий Синочкин.
Но и заранее хоронить инфраструктурные проекты Петербурга не стоит. Тем более что работа по ним уже ведётся. Так, в начале года «Горэлектротранс» объявил аукцион на покупку 57 трамваев.
Строительство Витебской развязки началось ещё в прошлом году и идёт полным ходом. 3 февраля издание «Ведомости. Санкт-Петербург» со ссылкой на пресс-службу губернатора заявило:
«Вывод строящейся Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) на Витебский проспект запланирован на I квартал (этого года). Во II−III кварталах строители установят пролетное строение на этом участке.»
Шкиперскую развязку стали строить также ещё в прошлом году. Завершение работ назначено на декабрь 2022-го. Так что можно надеяться, что все намеченные инфраструктурные проекты будут реализованы. А город в срок получит новые трамваи и дорожные развязки.
Комментарии