Однотипная архитектура жилых домов в нашей стране служила предметом для шуток ещё с советских времён. Не зря же одной из самых любимых комедий россиян является «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Уныло и смешно
Да, сегодня в подобный сюжет трудно поверить. А вот в то, что человек может запутаться среди похожих как две капли воды корпусов своего жилого комплекса — вполне.
Выручают лишь вывески магазинов на первых этажах
На фото выше — типичный спальный район на юге Санкт-Петербурга. Здесь можно увидеть и панельные дома советской эпохи, и современные новостройки. Каких-то кардинальных отличий в облике зданий нет. Всё те же прямоугольные коробки с серыми фасадами.
Получается однотипная застройка для России — это своего рода культурный код? Вроде бы нет, ведь строили же наши предки великолепные жилые здания. Взять хотя бы номенклатурные высотки сталинского периода. Про доходные дома, построенные в Петербурге ещё в позапрошлом веке, нечего и говорить.
Доходный дом С. Е. Егорова
Так в чём же дело? В деградации архитектурных традиций? В моде на минимализм в строительстве? Да нет, ответы, как часто бывает, нужно искать в экономике.
Почему победили серые коробки
Однотипная застройка наших городов обязана своим появлением именно экономическим соображениям. Нужно было быстро отстраивать разрушенные в ходе Великой Отечественной войны города, расселять переполненные коммунальные квартиры, возводить новые рабочие посёлки и т. п. Все эти задачи отлично решала типовая застройка.
Сегодня ситуация иная. Но в массе строители по-прежнему используют типовые архитектурные проекты. И дело вовсе не в консерватизме мышления.
«Строить однотипные дома дешевле, проще и понятней. Для необычных архитектурных решений нужно обладать безупречным вкусом, квалификацией и финансовыми возможностями. Поэтому современные застройщики больше работают с цветом фасадов и арт-объектами внутри пространства. Такой подход позволяет на завышать себестоимость строительства и не нарушать целостность архитектурного ансамбля, ведь последнее столетие именно рациональный модернизм формировал облик города», — считает Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина».
Схожее мнение высказал и Александр Кравцов, управляющий директор Fizika Development (девелопер апарт-отеля VIDI):
«Задача любого бизнеса — извлечение прибыли. В строительном бизнесе долгое время экономическая модель строилась по принципу получения максимальной выручки при минимальных вложениях. Особенно в сегменте стандарт-класса.
Яркие примеры – новые города-спутники в приграничных с городом районах Ленобласти. Небольшой и недорогой участок застраивался высокими однотипными зданиями, выполнялась мелкая нарезка квартир, в результате чего выручка девелопера могла бить все рекорды.
Существует и другая версия распространения типовых архитектурных решений в новейшей истории России. По ней архитекторы всегда стараются и предлагают заказчикам необычные проекты, но интересные ходы часто приносились девелоперами в жертву экономической целесообразности».
Вот такой он звериный оскал капитализма с точки зрения жилищного строительства. Но, по-правде говоря, строить необычные здания мешает не только экономическая ситуация.
Эстетика — дело тонкое
«Существует естественная грань между оригинальным объектом, который гармонично вписывается в природный ландшафт и поддерживает традиции городского домостроения, и новостройкой, за яркостью и необычностью которой стоит лишь желание выделиться и вызвать шум в СМИ. Первый, скорее всего, украсит город, второй – станет раздражающим фактором для горожан с тонким эстетическим восприятием.
Разрабатывая проект “Балтийской жемчужины”, мы осознавали, что Петербург — консервативный город, здесь сложно принимают архитектурные эксперименты. Но эта закрытость позволяет сохранять уникальную атмосферу культурной столицы, которая привлекает гостей со всего мира», — сообщает нам Ася Левнева.
Её утверждения отлично иллюстрирует скандал вокруг ЖК Meltzer Hall. Увидев его проект, горожане с обострённым чувством прекрасного, дошли до депутатов ЗакС и губернатора, лишь бы отозвали разрешение на строительство. И даже обзывали объект домом-гробом, которому не место на Петроградке.
Хотя застройщик давления общественности не испугался и продолжил работы. Но крови компании градозащитники выпили немало. К слову, архитектурный проект и правда необычен. Но усмотреть в нём что-то такое, что необратимо изуродует облик Петербурга — это уже слишком. Тем более после появления в городе самого высокого небоскрёба в России.
Да и Петроградка, далеко не единственный район, который может вызвать архитектурный диссонанс у гостей Северной столицы. «Особняком в этом плане стоит Крестовский остров, на котором реализовано множество интересных и дорогих проектов, но из-за несогласованности застройки различными компаниями, в районе возник некий архитектурный диссонанс. Так, сегодня здесь можно увидеть и ар-деко, и модерн, и современный стиль, и даже образцы классической архитектуры», — сообщает Александр Кравцов.
Хотя он же подмечает, что чем ближе объект к центру города и чем дороже там квартиры, тем меньше он похож на бетонную коробку:
«Так или иначе, чем выше класс жилья, тем чаще застройщик старается привнести в проект эстетическое разнообразие, добавить отличительные доминанты, предусмотреть общую визуальную гармонию дома. Особую роль играет локация. В центре Петербурга, как правило, зодчие стремятся вписывать новые дома в общий архитектурный контекст – всё зависит от района и времени окружающей застройки».
Кстати, у нас подробный материал об эстетических проблемах с застройкой города под названием: «Некрасивый Петербург: архитектурные шедевры остались в прошлом, “хрущёвки” против “гробов”». Рекомендуем к прочтению.
Где искать красоту
Что же делать людям, которые не хотят жить в гигантских коробках и свечках? Ответ — искать необычные проекты. Такие на рынке есть, хотя их и не так много. Причём не все из них относятся к элитному ценовому сегменту. Так, жилой комплекс «Приморский квартал» в Санкт-Петербурге с оригинальными домами-башнями относится к комфорт-классу.
Ещё одна петербургская новостройка, но уже бизнес-класса также может порадовать любителей неординарной архитектуры. Очертания ЖК «Листва» сверху напоминают не то фигурку LEGO, не то фрагмент ДНК. В любом случае выглядит оригинально.
Куда больше интересных проектов можно найти в столице. К примеру, довольно распространёнными становятся дома со своеобразными «ступеньками». Такая архитектура позволяет продавать квартиры с просторными террасами под открытым небом. Подобные лоты можно найти в проектах RED7 и «Река».
Но уж если выбирать самый необычный архитектурный проект жилого комплекса в Москве, то это ЖК «Бадаевский». Рендеры этого объекта выглядят как кадры из фантастического фильма. Посмотрите сами.
Уж такой дом с каким-то другим явно не спутаешь. В каком бы состоянии ты ни приехал из аэропорта.
Комментарии