Мультиформатные проекты представляют все варианты жилой недвижимости — на любой вкус и кошелек. Это позволяет привлекать различные по достатку, возрасту и интересам группы покупателей, а застройщикам сократить риски при нестабильном спросе. Хотя у такого подхода есть свои недостатки.
Для всех
Наличие нескольких форматов в поселке позволяет застройщикам привлекать более широкую аудиторию покупателей. Хотя некоторым удается, к примеру, создавать чисто коттеджные поселки, в которых комфорт-класс прекрасно уживается с бизнес-классом.
«Массовое появление мультиформатных проектов на загородном рынке было связано с кризисом 2009-2010 годов. Такой подход позволял девелоперам резко сократить риски по реализации проектов при нестабильном спросе на загородную недвижимость, - рассказывает коммерческий директор «Luonto» Сергей Будько. - В то же время, этот сложный по своей структуре мультиформатный продукт, требует высококвалифицированного управления, скрупулезного расчета экономики проекта и маркетинговых стратегий. Непрофессиональный подход и отсутствие опыта реализации мультиформатных комплексов привел к тому, что большинство таких проектов приходили в упадок». Однако это вовсе не подтверждает, что формат не жизнеспособен, добавляет он.
Как отмечает директор по продажам ГК «Факт» Сергей Балуев, на загородном рынке почти нет примеров, когда все типы жилья в мультиформатном проекте продаются одинаково хорошо. К примеру, по его словам, для коттеджей главное преимущество - хорошая природа, отсутствие квартирных муравейников и оживленных трасс; для квартир – близость к городу, общественный транспорт, очень низкая цена, а какая там природа – не важно вообще. «К тому же включение в проект предложения разных ценовых классов снижает его уровень. То есть, если вы предлагаете коттеджи по цене 12-20 млн (условно, бизнес-класс), и строите там квартирный комплекс по 3-6 млн за квартиру (условно назовем его комфорт-класс), то весь комплекс автоматически будет класса комфорт, а коттеджи «бизнес» продаваться не будут», - резюмирует он.
«Что касается мультиформатных проектов нашей компании, таких, как ЖК «Кивеннапа Юг» или ЖК «Кивеннапа Север», то в них основным продуктом спроса являются таунхаусы, - рассказывает коммерческий директор компании «Кивеннапа» Роман Бойцов. В первую очередь они дешевле, чем коттеджи благодаря нескольким параметрам: более маленький участок земли (минимум – всего 0,6 сотки) и другой формат, предполагающий наличие соседей в находящихся рядом таунхаусах. Обычно наши таунхаусы приобретают молодые семьи с детьми, которые ищут недорогой и просторный вариант для круглогодичного проживания, с наличием рядом школы, детских садов, мед. помощи и магазинов. Еще достаточно часто такой тип недвижимости приобретают люди предпенсионного или пенсионного возраста, желающие получить более размеренный ритм жизни и свежий воздух. Обоим этим категориям больше важен размер и невысокая цена таунхауса, нежели количество соток, что склоняет их выбор в сторону такого формата.
«Коттеджи – это вариант для людей с более высоким достатком, и обычно его выбирают семьи среднего возраста как для постоянного проживания, так и в качестве дачи. В наших жилых комплексах такие предложения пользуются меньшей популярностью, так как все индивидуальные дома имеют достаточно большую площадь и внушительный земельный участок, в среднем от 10 до 20 соток. Уход за такой собственностью требует много затрат как с физической, так и с экономической точки зрения. Покупатель такого типа недвижимости в большей степени обратит внимание на расположение участка и оценит уединенность, чем наличие рядом с жилым комплексом социальной инфраструктуры», - отмечает Роман Бойцов.
Диссонанс
«По настоящему успешные мультиформатные проекты за городом можно пересчитать по пальцам, - отмечает исполнительный директор строительной компании «Красная Стрела» Николай Урусов. - Для этого существует несколько причин. Во-первых, таких проектов в принципе немного, по оценкам экспертов – 5-7% от общего количества предложений. Было достаточно много попыток реализовать мультиформатный проект, но достроены и введены в эксплуатацию в итоге лишь единичные объекты. Вторая проблема – в сочетании на одной, как правило, небольшой территории разнородных форматов недвижимости с большим разбросом цен. То есть, здесь могут сосуществовать квартиры за 3 млн рублей и дома за 15 млн рублей. Из-за этого возникает диссонанс. У покупателей этих форматов разные финансовые возможности и разные потребности. Например, они ожидают разного уровня благоустройства территории. В будущем это может вызвать проблемы при управлении и эксплуатации. Если владелец дома будет готов платить 10 тыс. рублей в месяц на содержание территории, то покупатель квартиры окажется против таких расходов».
Удобство в деталях
Мультиформатные комплексы вобрали в себя все достоинства рынка загородной недвижимости: природную локацию, без высотных муравейников и потенциальных гетто, доступное жилье и просторные квартиры, без засилья малогабаритных студий клеточного типа.
Тем менее, эксперты неоднозначно оценивают этот формат: всем угодить нельзя, а размытый социальный срез — и бедные, и богатые — мешает продажам. Тем не менее, как полагает Николай Урусов, как самостоятельный сегмент мультиформатные проекты имеют большой потенциал для развития. Для девелоперов они предоставляют прекрасную возможность диверсифицировать бизнес. Когда один формат «проседает», например, дома и таунхаусы, другой формат – квартиры, начинает хорошо продаваться. Но вот у потенциальных покупателей недвижимости в таких проектах пока возникает много вопросов. «В связи с этим успешные мультиформатные проекты должны обладать большой территорией, чтобы жители каждого формата недвижимости чувствовали себя комфортно», - резюмирует эксперт.
Комментарии