Пулковский аэроэкспресс стал очередной жертвой «петербургского транспортного проклятия». Электрички, без которой невозможно представить дорогу до аэропорта в Москве, в Петербурге пока решили не запускать. Накануне отмены проекта случился скандал с «Метростроем» - запуск новых станций, несмотря на бравурные заявления чиновников, повисли в воздухе. Злой дух нехватки инвестиций который год витает и над легкорельсовыми проектами. Novostroy.su поинтересовался у экспертов, почему Петербург отстаёт по темпам развития общественного транспорта от первой столицы и как исправить ситуацию?
Novostroy.su: Что, по Вашему, послужило причиной отмены проекта железнодорожной линии от Витебского вокзала до Пулково?
Андрей Кузнецов, руководитель ГК «Стоун»: Решение вопроса с транспортным сообщением затянулось уже почти на 10 лет. Регулярно рассматриваются такие варианты как аэроэкспресс, трамвай, метро. Пока так ни к чему прийти не удалось, а люди по прежнему ездят на автобусе. Сейчас пассажиропоток в Пулково значительно увеличился и составляет более 17 млн человек ежегодно! При таком количестве необходима внеуличная транспортная сеть сообщающаяся с аэропортом (т.е. не по дороге), по отдельному рельсовому пути. Развитие транспортной системы в условиях уже сложившегося города или городской агломерации - это всегда трудоемкий и ресурсоемкий вопрос. Нужно учесть не только его функциональность, но и экономическую целесообразность. В случае с проектом строительства железнодорожной линии от Витебского вокзала до Пулково скорее всего власти посчитали решение нецелесообразным. Проще говоря, и дорого и всех транспортных проблем не решает. Тем более проект масштабный и участников несколько, нужно со всеми договариваться и учесть интересы совершенно разных сторон. Скорее всего, этого не получилось сделать на данном этапе.
Андрей Лукашевич, аналитик KUPIBILET.RU: Проект был очень оптимистичный, но его реализация в текущей инфраструктуре ж/д-сообщения города потребовала бы много времени и крупного финансирования. Трасса должна была затрагивать существующие ж/д пути от Витебского вокзала. Реализация потребовала бы не только строительства как минимум двух вокзалов, но и выкупа земель и перекройки существующей транспортной карты.
Отмена конкурса до оптимизации проекта — пока не большая проблема, но городу нужно думать наперёд. Опасный момент в постоянном росте трафика в направлении «Пулково. В 2018-м аэропорт обслужил рекордные 18,1 млн пассажиров, среднесуточный пассажиропоток составил почти 50 тыс. человек. При дальнейшем росте спроса на авиаперелёты Пулковское шоссе может перестать справляться.
Если же представим, что пассажиропотоки останутся на уровне 2018-го года, то острой необходимости в аэроэкспрессе у города не будет.
Во-первых, это высокая стоимость для пассажира. Если москвичи привыкли добираться в аэропорт на аэроэкспрессе за 450 рублей или же на такси примерно за 1000 рублей, то жители Петербурга платят за такси от центра около 600 рублей или же выбирают общественный транспорт за 40 рублей (дорога от метро «Московская» занимает до получаса). Если стоимость билета на электричку будет сопоставима с московской, петербуржцы не очень охотно пересядут на новый вид транспорта.
Во-вторых, это сравнительно небольшое расстояние. От центра города до «Пулково» всего 20 километров, а от ближайшего метро «Московская» — около 10-ти. В рамках большого мегаполиса такая цифра не столь существенна, а значит, речь изначально не шла о строительстве жизненно необходимой транспортной инфраструктуры.
Тем не менее, если не смотреть на экономическую составляющую, то проект был важен. Такому большому городу как Санкт-Петербург аэроэкспресс нужен для имиджа и увеличения туристической привлекательности.
N.SU: Не секрет, что эта отмена стала очередной в череде проблем с проектами объектов транспортной инфраструктуры в Петербурге. До этого, в течение многих лет неудачи преследовали проект по расширению сети метрополитена, строительству линий легкорельсового трамвая. Как Вы считаете, почему это происходит?
Яна Булмистре, руководитель отдела маркетинга строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон-Инвест»: Нынешние проблемы связаны прежде всего с несвоевременным обеспечением новых жилых районов транспортной инфраструктурой, и для решения этой проблемы необходим комплексный подход к развитию новых территорий, когда дома вводятся одновременно и с социальными объектами, и с новыми магистралями и развязками. В идеале нужно исключить ситуации, когда сначала в локации растут сотни тысяч квадратных метров жилья, а после начинается поиск участка для строительства новой развязки или станции метро.
Ольга Ульянова, директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп»: В Санкт-Петербурге очень слабо развит общественный транспорт: не хватает маршрутов наземного транспорта, мало станций метрополитена, нет скоростных выделенных трасс. Закрытие станции метрополитена на ремонт – подобно стихийному бедствию, последствиями которого является увеличение заторов, негодование жителей от изменения схемы движения транспорта.
Развитие транспортной инфраструктуры нуждается в плановом развитии с учетом прогнозных потребностей жителей, предпочтение должно отдаваться высокотехнологичным вариантам, которые станут органичным дополнением к существующей инфраструктуре или удачной заменой, которая не станет фактором снижения пропускной способности действующих магистралей.
Надежда Калашникова, директор по развитию компании «Л1»: Основная проблема в развитии транспортной инфраструктуры в недостаточном финансировании. В Москве, где на строительство метро и новых дорог выделяются миллиарды, только за прошлый год открылось 15 новых станций метро. У нас же ситуация другая, денег выделяется в разы меньше. Плюс сыграла свою отрицательную роль ситуация с «Метростроем». Аэроэкспресс нужен городу, для меня это очевидно, и ссылки на то, что им никто не будет пользоваться из-за дороговизны, на мой взгляд, не обоснованы. Подобный опыт уже есть: ЗСД, который строился 11 лет при весьма активном участии инвесторов, очень востребован у горожан. Вопрос с аэроэкспрессом тоже мог бы решиться при более активном привлечение частных инвесторов. Которым, в свою очередь, нужны не только гарантии, но и понятная экономика.
Какая альтернатива для решения текущих проблем с общественным транспортом в Петербурге возможна?
А.К.: Есть более дешевые альтернативные варианты – создание трамвайной линии или выделенной автобусной. Они не такие дорогостоящие, отчасти помогут решить проблему с пассажиропотоком и легко внедрятся в существующую городскую канву. Глобально создавать для них дополнительную инфраструктуру не придется, а значит – проезд будет максимально доступен для конечных пользователей, горожан и гостей города.
О.У.: Альтернативой на сегодняшний день может стать контролируемый транспортный поток в центре города, решение вопроса парковки вдоль улиц и качественная их уборка для увеличения пропускной способности.
Комментарии 10
круто, сначала кинули Метрострой на деньги, потом начали удивляться, что они, в Питере, не хотят работать за свой счет...
Воровать надо меньше и другим не давать и в мэры выбирать специалистов а не лояльных
Только метро!!! А "Метрострой" должен своей специализацией заниматься, а не строить театры, заводы (на Северной верфи он засветился, свай надолбал и его выгнали!) и прочие нетранспортные сооружения. Расстояние от ближайшей станции плевое. Скупой платит дважды! Всё хотят что-нибудь отстроить и потом купюры стричь с народа, как с западным скоростным диаметром. ЗСД есть, а город всё равно в пробках стоит!
Дольщик (бывалый)
Аэроэеспрес бредовая идея, пусть сделают обычную электричками которая идет со всем остановками. Сколько ездил по Европе только в Москве дурацкий экспрес, в Берлине, Амстердаме, Франкфурте, Вене обычная электричка с обычными ценами и множеством остановок.
в Москве, до каждого аэропорта, можно добраться и электричкой. или, метро + маршрутка (автобус)
Создать "выделенную полосу"для автобусов и увеличить их количество-в разы дешевле.А ещё мне интересно сколько получил зарплаты за все эти годы планирования Гендиректор Аэроэкспресса,который был назначен.Это к вопросу об экономии бюджетных средств.
Элементарно можно было бы от метро "Проспект ветеранов" продлить ветку, тем более, что большая ее часть могла бы пройти вообще по поверхности через поле
А еще можно и от метро Шушары продлить ветку . На мой взгляд метро в аэропорту простое и самое дешевое решение . Но чинуши как всегда простых и дешевых путей не ищут . Метро в Аэропорт! Решение на поверхности !
С дешевых проектов - воровать нечего!!! Эта аксиома наверно уже внесена в курсы повышения квалификации нашего чиновничества?!
Не для того Матвиенки уничтожили трамвайный парк на Новгородской ул., где построили Невскую ратушу для размноженных чиновников Смольного