Конечно, наличие дорог, детских садов, больниц в шаговой доступности от нового места жительства — это очень важно. Но часто застройщики и новоселы забывают, что хорошо бы поблизости иметь и продуктовый магазин, и аптеку, и парикмахерскую.
Верить, что в рамках реализации проекта запланировано строительство торгового центра, кинотеатра, футбольного стадиона, - не рекомендуем. А вот если застройщик предлагает первые этажи под нежилые помещения, можно надеяться, что в них довольно быстро затеплится коммерческая жизнь.
Нежилье для жизни
Застройщиков, не желающих возиться с коммерческими помещениями, можно понять. Они, как правило, умеют хорошо продавать квартиры, а заниматься сдачей в аренду или оформлением собственности помещения под магазин или кафе — не их бизнес, лишние заботы и обязательства. Но рынок, на котором правят рубли потенциальных новоселов, требует предоставления хотя бы минимального набора услуг, необходимого для комфортной жизни. Особенно это важно в проектах КОТ, которые реализуются на целинных землях и позиционируются как город-в городе. Безусловно, торговый бизнес постепенно сам потянется в обживаемые комплексы, реагируя на потребности новых жителей, но произойдет это не быстро. Новоселы одного очень крупного жилого комплекса на Парнасе несколько лет жаловались на полное отсутствие магазинов в радиусе нескольких километров, теперь — только на отсутствие обещанных детсадов и школ. В прошлом году один народный избранник от ЛДПР предложил при этажности выше пяти-семи этажей запретить строительство жилых помещений на первых этажах. Но эта инициатива осталась на уровне заявлений.
«Развитая инфраструктура жилого комплекса, в том числе наличие рядом с ним или в его составе офисных и торговых объектов – важный критерий для покупателя квартиры. Коммерческие помещения пользуются популярностью как у инвесторов для последующей продажи или сдачи в аренду, так и у арендаторов», - говорит руководитель отдела продаж компании «O2 Development» Елена Гончарова.
«Коммерческие помещения в рамках новых жилых комплексах всегда пользуются спросом, особенно если речь идет о крупных проектах, расположенных в локациях с недостаточно развитой инфраструктурой. Ведь в этом случае предприниматели получают низкую конкуренцию и максимально точное попадание в целевую аудиторию», - соглашается директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова.
Шаговая доступность
Как правило, застройщики еще на этапе строительства первых очередей активно ищут «якорных» арендаторов в лице крупных продовольственных сетей. «Пятерочка», «Магнит» и другие яростно конкурирует друг с другом за места с хорошим трафиком. Постепенно подтягиваются и более мелкие розничные игроки, а также представители сферы услуг. При грамотном подходе девелопера встроенные коммерческие помещения не остаются пустыми. Наибольшее число сделок, говорят специалисты, заключается на старте продаж, а к моменту сдачи дома в эксплуатацию уже реализовано не менее 90% встроенных помещений. «Встроенные помещения в больших жилых комплексах популярны у частных инвесторов. Такие помещения неплохо сдаются в аренду, и цена «входа» в инвестицию сравнительно небольшая, особенно если помещение приобреталось на начальном этапе строительства. Среди наших клиентов есть инвесторы, владеющее целыми пакетами встроенных помещений в различных районах города», - добавляет руководитель отдела коммерческой недвижимости Knight Frank St Petersburg Марина Пузанова. По ее словам, наиболее успешными локациями для встроенных коммерческих помещений считаются места, расположенные на активных пешеходных потоках, например, в жилых массивах в домах на первой линии.
«Также спросом пользуются помещения в новостройках высокой ценовой категории. Здесь размещаются представительства компаний, бутики и элитные салоны для удовлетворения потребностей жильцов. Кроме того, нередко предприниматель приобретает квартиру и помещение под офис в одном доме и таким образом получает возможность постоянно держать руку на пульсе своего бизнеса», - отмечает Надежда Калашникова.
Сладкое место
Как уверяют эксперты, практически все жилые комплексы, в которых ведутся продажи, интересны для бизнеса. Локация особой роли не играет. Конечно, важно наличие уже сложившейся инфрастуктуры, с которой придется конкурировать. Но в жилых комплексах, строящихся в чистом поле, серьезная конкуренция появится нескоро и некоторое время можно будет диктовать собственные правила и цены. «Сегодня мы отмечаем, что инвесторы стали более внимательны при выборе локации и степени готовности объекта. Они ждут хотя бы 50%-й готовности объекта, это связано с тем, что покупка нежилого помещения требует отвлечения денежных средств из бизнеса, а окупаемость начнется только после сдачи объекта. При этом всегда остаются инвесторы, которые совершают покупку на первоначальной стадии строительства, ведь за время строительства стоимость коммерческих помещений может вырасти более чем в два раза, а наиболее привлекательные варианты разбираются в первую очередь», - отметила Елена Гончарова.
Комментарии 1
Интересный вариант, неправда-ли. Объект ТК небольшой этажности и в близи с метро, также много магазинов и есть кинотеатр. Попробуйте думаю для Ваших родителей самое оно.