О том, что происходило на рынке недвижимости в этом году, когда вырастут цены на новостройки, чего не хватает ипотеке и что нет ничего страшного в эскроу-счетах рассказала директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова.
Novostroy.su: Как бы вы оценили результаты этого года для вашей компании? Удалось ли сделать запланированное?
Надежда Калашникова: Уходящий год стал для нашей компании весьма успешным. Первое полугодие было отмечено рекордным объемом продаж: более 60% от всех договоров было заключено в период с марта по июль. Кроме того, именно в начале года мы вывели на рынок сразу два новых проекта. Это вторая очередь ЖК «Лондон Парк», общая площадь которой 218 тыс. кв. м, и элитный ЖК «Классика». Это камерный проект, всего на 36 квартир, расположенный на берегу Невы (набережная Адмирала Лазарева) в Петроградском районе. В конце года начались продажи в третьей очереди ЖК «Лондон Парк». Поскольку мы достраиваем ее по старым правилам, мы можем сейчас предложить своим покупателям не только хороший ассортимент квартир, но и очень конкурентные цены.
N.SU: Заметили ли вы «революционные изменения»? Ведь было много страшилок, что после 1 июля рынок рухнет, спрос упадет.
Н.К.: Изменения нас пока не коснулись: высокая готовность всех наших объектов позволяет вести продажи квартир по старым правилам, так что нововведения с эскроу-счетами нас пока не затронули. Но мы к ним полностью готовы, и в проектном финансировании, и в эскроу-счетах ничего сложного для себя мы не видим.
N.SU: Очевидно, что застройщикам приходится меняться: все больше приходится думать о благоустройстве территории, о социальной и даже развлекательной инфраструктуре, а не только о строительстве «крыши над головой». А как меняется покупатель, его предпочтения, возможности?
Н.К.: Если говорить о портрете покупателя, то он практически не изменился. Основную часть составляют люди в возрасте от 27 до 50 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование, постоянную работу или собственный бизнес, семейные. Но меняются предпочтения покупателей. Так, растет спрос на квартиры с двумя и более комнатами, на жилье с отделкой. Также люди начали понимать, что покупка недвижимости в удаленной локации со скудной инфраструктурой и плохим транспортным сообщением дает лишь мнимую экономию. Поэтому растет спрос на объекты в обжитых локациях.
N.SU: Какой вы видите ценовую политику застройщика в 2020 году, будут ли повышаться цены, как будет реагировать на это рынок, не приведет ли это к снижению спроса?
Н.К.: Цены на недвижимость растут постоянно, в среднем на 1-2% в месяц. В 2020 году темпы роста могут увеличиться: на рынке будут появляться новые объекты, строительство которых будет осуществляться за счет проектного финансирования. Кроме того, возможен уход с рынка некоторых некрупных игроков, которые просто не смогут соответствовать новым условиям. В результате конкуренция понизится, а расходы на строительство возрастут. Это приведет к росту цен. Вероятно, ощутимым он станет во второй половине наступающего года.
N.SU: Как, на ваш взгляд, должны развивать ипотеку банки, чтобы стимулировать спрос?
Н.К.: Ключевым фактором, влияющим на спрос на ипотечные продукты, является размер ставки по кредиту. Пока что тенденция положительная: за этот год Центробанк снижал ключевую ставку пять раз. А именно от ее размера зависят ставки для покупателей недвижимости. Пока что прогноз, представленный экспертами главного финансового регулятора, хороший. Не исключено, что снижение продолжится. В то же время на этот показатель влияет слишком много факторов: уровень инфляции, макроэкономические показатели, ситуация в мире в целом. Поэтому гарантировать дальнейшее снижение ставок просто невозможно.
N.SU: Много говорят о цифровой экономике, продажах через интернет, собираетесь ли вы «уходить» в сеть, как, на ваш взгляд, будет развиваться это направление?
Н.К.: Мы уже сейчас активно используем все возможности интернета. Мы представлены во всех крупных соцсетях, проводим рекламные кампании в интернете. И часть покупателей приходит именно после онлайн-знакомства с компанией. Но полностью переводить продажи в электронную версию мы пока не планируем. Все-таки покупка квартиры – это ответственный шаг, и большинство покупателей предпочитают воочию увидеть объект, оценить его плюсы и минусы, на месте задать уточняющие вопросы менеджерам.
N.SU: Для застройщиков, некоторых, отдельной строкой бизнеса становится управление построенными объектами – насколько сейчас выгоден бизнес управляющей компанией?
Н.К.: Управление объектами, построенной нашей компанией, осуществляет собственная УК «Континент». В ней работают хорошие специалисты, профессионалы своего дела, которые знакомы со всеми нюансами каждой конкретной новостройки. Аффилированность застройщика с управляющей компанией обязывает его более тщательно подходить к организации функционала дома, ведь после ввода в эксплуатацию построенный дом надо будет эксплуатировать. Хотя, безусловно, управление объектами – это отдельный, довольно сложный бизнес, который сейчас активно развивается и требует все больших компетенций.
N.SU: Какие новые территории могут быть интересны вашей компании, собираетесь ли выводить новые объекты?
Н.К.: У нашей компании хороший земельный банк, сформированный еще в докризисный период. Поэтому пока у нас есть хороший задел. И довольно скоро планируем вывести на рынок новые объекты. Но более детально пока говорить об этом рано.
Комментарии