Кто и почему получил право менять генплан города без общественных слушаний? Чем это обернётся для застройки Санкт-Петербурга и при чём здесь иностранное влияние? Портал Novostroy.su пытается разобраться в новых веяниях градостроительной политики Смольного.
В чём собственно дело
Речь пойдёт о постановлении Правительства Санкт-Петербурга №623 от 05.07.2022. Если пересказывать вкратце, то оно разрешает до конца этого года вносить изменения в генплан и правила землепользования и застройки (ПЗЗ) в упрощённом порядке — без проведения предварительных общественных слушаний.
Пользоваться данной привилегией можно будет в следующих случаях:
- для размещения федерального объекта;
- для возведения проектов Смольного, которые реализуются в рамках госпрограмм;
- при строительстве производственных комплексов для импортозамещения;
- при реализации проектов с объёмом инвестиций от 7 млрд рублей.
Постановление принято для реализации специального федерального закона. Последний был принят ещё в марте этого года и должен способствовать сокращению сроков строительства и защитить от недружественных действий иностранных государств.
И если первые три пункта из списка выше вполне укладываются в эту парадигму и особо не вызывают вопросов, то вот насчёт последнего этого не скажешь. Из-за чего многие петербургские градозащитники высказались против постановления властей Петербурга.
При чём тут деньги
Активисты приводят следующие доводы против новых правил. Во-первых, неприемлем сам подход, который разрешает крупным инвесторам игнорировать право людей на благоприятную среду. По сути власти города как бы продают индульгенции, позволяющие игнорировать общественное мнение.
Вот как прокомментировал ситуацию юрист и градозащитник Павел Шапчиц для издания «Деловой Петербург».
Во-вторых, смущают сами цифры. Непонятно, откуда взялась сумма в 7 млрд рублей. К слову, это довольно солидные инвестиции для многих девелоперских компаний Петербурга. Так размер проектного финансирования на строительство жилого комплекса «Мой мир», полученного ГК «Полис Групп», составил 4,5 млрд рублей. Объект состоит из трёх секций по 15-19 этажей. В этом ЖК более 3,2 тыс. квартир общей площадью 83 тысячи кв. метров.
Так что строительство проектов с инвестициями от 7 млрд рублей будет запускаться точно не каждый день, а площади застройки будут измеряться десятками гектаров. Вдобавок в постановлении есть ещё один интересный нюанс — компания должна иметь от 200 млрд рублей совокупных налоговых отчислений в городской и федеральный бюджет за 2021 год.
А это ещё сильнее сужает круг инвесторов, которые смогут обойтись без общественных слушаний. Достаточно сказать, что все налоговые сборы Санкт-Петербурга за 2020 год составили 587,2 млрд рублей. Причём доля налога на прибыль компаний среди всех доходов не очень велика — 175,57 млрд рублей (29,9%). И уж совсем мизерным выглядит вклад в бюджет города со стороны строительных компаний.
Источник: фрагмент презентации правительства города «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2020 год»
В общем, далеко не каждая компания может попасть под действие нового постановления. Есть даже мнение, что такие условия созданы под конкретные проекты заранее определённых компаний. К примеру, в таком духе высказался уже знакомый нам Павел Шапчиц в интервью другому изданию — «НЕВСКИЕ НОВОСТИ».
Остаётся только гадать, что за мегапроекты хотят тихой сапой начать реализовывать в Санкт-Петербурге до конца этого года. Да и хотят ли вообще?
А нужны ли слушания
Напоследок Novostroy.su решил опросить представителей петербургских девелоперов на тему того, что они думают о данном постановлении Правительства Петербурга и насколько эффективным считают механизм с общественными слушаниями.
Александр Кравцов, управляющий директор Fizika Development (девелопер инвест-отеля VIDI):
Суть проведения общественных слушаний верна: стороны в лице инвесторов и горожан обмениваются аргументами «за» и «против», в результате чего должна рождаться конструктивная дискуссия и находиться оптимальные, иногда компромиссные решения, устраивающие всех.
На практике, к сожалению, общественные слушания давно превратились в спор, из которого зачастую нет выхода. Иногда они действительно используются как инструмент для саботирования проекта, иногда – проводятся чисто формально, когда девелопер буквально «продавливает» свой проект.
Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина»:
В данном случае эта инициатива становится простым и поверхностным способом преодоления целого ряда административных барьеров. Например, решение задачи несоответствия действующих генеральных планов муниципалитетов и ПЗЗ с установленными территориальными зонами всегда было связано с большими временными и трудовыми издержками застройщиков. Дебюрократизация отрасли в условиях кризиса — одна из важных мер поддержки бизнеса.
С другой стороны, установленная планка в 7 млрд рублей для объёма инвестиций и в 200 млрд рублей для налоговых отчислений в бюджет способствует дальнейшей монополизации рынка, последствия которой всем известны: снижение стимула к инновациям, ухудшение качества объектов, установление жёстких цен и сокращение доступности жилья.
Но в этом случае ощутимых последствий у новой законодательной инициативы не будет, потому что общественные слушания в онлайн-формате часто были формальной процедурой и проводились не всегда. Просто теперь право девелоперов федеральных и других приоритетных проектов обходить слушания закрепили законодательно.
Комментарии