Эксперты предполагают, что в будущем российский рынок жилья будет делиться по различным социальным группам и интересам. К примеру, жилье для скейтбордистов и шахматистов, для «собачников» и «кошатников», для альпинистов и пародистов. Мы спросили у представителей рынка, реально ли воплощение такого подхода и насколько спец. квартиры будут востребованы.
Вартан Погосян, директор по маркетингу и рекламе Glorax Development:
Сегментирование жилья по различным признакам и характеристикам – это основное направление, в котором девелопмент будет развиваться в дальнейшем. Те компании, которые пытаются практиковать данный подход уже сейчас, делают правильный выбор. Проблема в том, что сегодня сложно реализовать этот принцип на практике, поскольку существует множество факторов, влияющих на решение клиента о покупке, и наличие какого-то объединяющего начала не является принципиальным для большинства из них. Наше видение заключается в том, чтобы создавать своеобразные центры притяжения как дополнительное средство повышения покупательского спроса. К примеру, если из 300 покупателей квартир хотя бы 30 будут объединены общими интересами, то это уже можно считать хорошим результатом.
Марина Сторожева, руководитель отдела продаж Lemminkainen, генерального подрядчика апарт-комплекса VALO:
При формировании целевой аудитории проекта девелопер исходит не из одной характеристики потенциального покупателя, а рассматривает его комплексно – особенно в условиях масс-маркета. Сужение сегмента потенциальных покупателей свойственно рынку либо элитного жилья: например, объекты у воды будут интересны тем, у кого есть яхта, либо если какой-то сегмент покупателей является ярко выраженным.
Алексей Зубик, коммерческий директор BSA:
Сегодня у такого жилья в России перспектив крайне мало, в виду кризиса на рынке недвижимости. Подобные проекты крайне рискованны, и вряд ли кто-то решится на подобный эксперимент в условиях нестабильности, не будучи уверенным, что он окупится.
Всеволод Глазунов, директор по маркетингу и рекламе LEGENDA Intelligent Development:
Подобная практика уже имеет место в некоторых западных странах. Появление специализированной недвижимости стимулирует людей приобретать новое жилье, которое отвечает их образу жизни и удовлетворяет существующим потребностям. Однако в наших реалиях поднимать вопрос о детальной сегментации потребителя пока слишком рано. Большинство современных новостроек далеки от понятия качественного жилья, хотя спрос на такую недвижимость достаточно высок. Застройщики продолжают продавать бетонометры, оставляя благие обещания в рекламных буклетах. Поэтому данный вопрос станет актуальным тогда, когда будет достигнут достойный уровень качества в создании удобного и комфортного жилья.
Александр Гиновкер, генеральный директор агентства недвижимости «Невский Простор», вице-президент Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
Речь идет домах так называемого клубного типа. За рубежом он очень распространен, но там есть четкие, прописанные на законодательном уровне критерии. Например, в подобных домах нельзя просто прийти и купить квартиру без согласования с советом дома. Это не просто формальное собеседование - это допрос с пристрастием. Очень часто бывают отказы покупателям. В нашем же законодательстве нет подобной практики. Более того подобное действие будет нарушением Гражданского кодекса и Закона о Защите прав потребителей. Никто не может заставить клиента проходить формальные процедуры. Другое дело, что этот процесс может регулироваться человеческими отношениями.
Комментарии