Последние годы можно наблюдать выход на петербургский рынок недвижимости застройщиков из других городов. Мы обратились к специалистам с вопросом - способны ли «иногородние» потеснить лидеров местного рынка или это явление временное (реализовав один-два ЖК, компания вернется в родной город)?
Всеволода Глазунов, директор по маркетингу и рекламе компании LEGENDA Intelligent Development: Девелопмент - это не йогурт, который можно произвести где угодно и потом завезти в соседний регион. Чтобы потеснить местных игроков, нужно зайти в Петербург с серьезными ресурсами и большим земельным банком. Просто выйти одним-двумя проектами и массированной рекламой – это не значит потеснить петербургских девелоперов.
Мы считаем, что приток новой крови, новых компаний на рынок – это всегда хорошо. Главное, чтобы региональные игроки приходили с чем-то инновационным, со своей идеей, а не с таким же стандартным продуктом, которого у нас на рынке и так переизбыток. Пока в Петербург приходят в основном крупные московские компании, но, за исключением Главстроя, в лидеры Петербурга ни одна московская компания еще не выбилась.
Александр Лелин, генеральный директор «Главстрой-СПб»: Санкт-Петербург - второй город в стране, поэтому для московских игроков экспансия в наш регион вполне логичный шаг. Последние годы рынок недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области характеризуется достаточно высоким спросом в отличие от Москвы, где первые признаки стагнации проявились еще несколько лет назад, особенно это касается территорий за МКАД.
К основным сложностям московских девелоперов на местном рынке можно отнести различия подходов двух столиц к градостроительству и меняющиеся правила игры. Хотя, я полагаю, что в Москве есть свои риски. Какие-то организационные сложности (кадры, подрядчики, поставщики, производственная база) не в счет, так как они возникают в любом новом месте развития бизнеса. Поэтому, по моему мнению, особых сложностей в Петербурге у москвичей не будет, кроме обычной конкурентной борьбы за клиента с другими застройщиками, которые уже создали здесь свое «имя» и репутацию.
Светлана Денисова, руководитель отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»: Китайцы – мудрая нация. Не зря они изображают слово «кризис» двумя иероглифами – «опасность» и «возможность». Кризисное время, прежде всего, возможность привлечь к себе внимание за счёт вещей, которые выбиваются из привычного представления рынка о себе. Это нюансы предложения, способность и возможность говорить по-другому и апеллировать к другим чувствам и стремлениям людей. И, наконец, это способность управлять себестоимостью.
У провинциальных рынков цены реализации ниже, чем в столицах. Застройщики там укладываются в меньшую себестоимость, очень внимательно отрабатывая эту важнейшую составляющую бизнеса. С такими настроениями они и приходят на московский и петербургский рынки. Это абсолютно нормально. Не думаю, что все застройщики, пришедшие к нам из других регионов, реализуют 1-2 проекта и уйдут. Кто-то будет разочарован, кому не удастся эффективно осуществить экспансию, но будут и те, кто выйдет победителем и останется. Думаю, что они способны потеснить петербургских застройщиков. Места на этом Олимпе не забронированы. Бизнес – это война и тут могут быть любые неожиданности.
Комментарии