В Ленобласти предложили процедуру достройки долгостроев: предоставлять застройщикам в аренду без торгов землю под крупные проекты при условии завершения проблемного дома, если он находится в собственности ЖСК, либо строительства на предоставляемом участке новых домов для обманутых дольщиков. Эксперты рынка недвижимости высказали свои соображения по этому поводу порталу Novostroy.su.
Калашникова Надежда, директор по развитию Кoмпaнии «Л 1»:
«В области пока есть земельные участки, которыми можно попытаться закрывать проблемы с долгостроями. Но, спрос на закадье уже сильно упал, и без решения транспортных и инженерных вопросов, он вряд ли поднимется. Поэтому, помимо земли, нужны какие то серьезные преференции в решении инфраструктурных вопросов. Иначе экономика может запросто оказаться минусовой».
Дмитрий Ходкевич, управляющий «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад»:
«На завершение долгостроя застройщик сможет потратить сумму, в которую ему обошлась бы земля, переданная правительством Ленобласти в качестве компенсации завершения проблемного объекта. В любом случае застройщик будет считать, во что ему обойдутся эти работы. Если он сочтет этот проект невыгодным, то не согласится на участие. Другой мерой может стать компенсационный фонд, в который застройщики будут перечислять деньги, в том числе, и на решение проблем обманутых дольщиков».
Роман Мирошников, исполнительный директор ЗАО «Oйкумена»:
«В принципе, идея сама по себе неплохая. Если есть оборотные средства, есть возможность сегодня вкладываться в перспективу следующих лет – почему нет. Но, насколько я понимаю, придется менять некоторые законодательные акты, поскольку на данный момент предоставление земли под жилищное строительство осуществляется только через торги.
Кроме того, нужно оценивать экономическую составляющую каждого конкретного объекта: сколько средств нужно на достройку, какова возможность реализовать оставшиеся площади, какова цена предоставления земельного участка и сколько в итоге застройщик сэкономит. Такая схема не может применяться огульно. Если брать, например, те объекты, которые сегодня на слуху в Санкт-Петербурге – «Каменка», «Город», то я не представляю, сколько нужно земельных участков выделить тому, кто их должен достроить, потому что слишком весома часть затрат, которые нужно внести. А ресурсы застройщика тоже не безграничны. Может быть, лет через двадцать две сотни гектаров земли и пригодятся, но денег от этого сегодня у тебя не прибавится.
Какие еще меры по борьбе с долгостроями могут быть эффективны, сказать трудно. Сегодня существует множество надзорных органов, но та отчетность, по которой они контролируют застройщиков, на самом деле не отображает состоятельность и возможность оказаться в зоне риска. Отчетность составляется финансовыми органами, которые перепутали деятельность застройщика с финансовой деятельностью. По отчетности получается, что чем больше у нас обязательств перед дольщиками и чем меньше собственных средств, тем лучше. А в реальности все наоборот. Но именно такую отчетность требуют предоставлять.
Другой вопрос, надо ли власти контролировать этот процесс. На мой взгляд, государство не должно вмешиваться во взаимоотношения между двумя субъектами хозяйственного права. Если мы купили задешево некачественный товар, например, ботинки, и они через два дня развалились, мы же не требуем от государства компенсировать наши расходы, которые мы совершили по глупости.
Когда люди покупают квартиры с огромной скидкой, на совершенно низкой стадии готовности объектов, зная, что у застройщика куча других проблем, кто в этом виноват? Если ты имеешь средства на квартиру, значит, ты обладаешь определенного уровня интеллектом и можешь разобраться. Но, к сожалению, люди падки на демпинги».
Комментарии