Петербургские окраины, активно застраиваемые в последнее время, часто попадают под шквал критики. Мол, это не комфортабельные локации, в них формируются гетто-сити, с ущербной инфраструктурой, а ведь бытие определяет сознание, как утверждал Карл Маркс.
Проблемы расширения города за счет окраинных районов, в том числе тех, которые относятся к Ленобласти, в последнее время все чаще мелькают в СМИ. Люди, купившие там жилье, вдруг почувствовали, что уровень комфорта не соответствует, так сказать, современным стандартам. Немалую вину в этом несут областные власти, которые, выдавая многочисленные разрешения на строительство, не задумывались о том, кто и за чей счет будет возводить дороги, создавать социальную инфраструктуру. Теперь задним умом, когда проблема, которую нужно было предвидеть, стала реальностью чиновники разводят руками: денег нет. Но действительность такова: эти районы уже превратились или превращаются в крупнейшие полисы новостроек, с тысячами жителей, и их придется доводить до ума, чтобы эти новоселы жили комфортно.
Реальность на местах
На сегодняшний день можно назвать пять новых районов массовой застройки - Мурино, Новое Девяткино, Янинo-1, Кудрово, Шушары, - которые так или иначе сталкиваются с проблемами — будь то транспортная доступность или/и отсутствие социальной инфраструктуры. В антирейтинге «Делового Петербурга» все эти локации характеризуются как депрессивные. Действительно, строительство жилья — это факт — намного опережает строительство дорог, школ, детсадов, больниц. Они решаются. Медленно, годами, но по крайней мере сказать, что они замалчиваются, что на них власти махнули рукой, нельзя. С каждым годом строить квартиры без создания инфраструктуры становится сложнее. Тем не менее эти локации представляют собой крупные районы, в которых живут или в скором времени будут жить десятки тысяч человек.
«Единственная проблема, которая мешает воспринимать то же Янино как полноценный городской район, – отсутствие метро, - считает коммерческий директор строительной компании «Норманн» Татьяна Алексеева. - Добраться из Янино на автомобиле до центра удобнее, чем от того же «Купчино» или «Проспекта Просвещения». Метро – краеугольный камень проблем в расширении города. Москва спокойно разрастается за счет того, что построили метро - вокруг тут же растут дома и инфраструктура. И все – это уже нормальный район. У нас и в городе то есть огромные пятна, где нет метро, то же Полюстрово или Юго-Запад, но расширение неизбежно. В этой ситуации выглядит странно, что в Петербурге землю намывают, хотя поверни голову в другую сторону – земли более чем достаточно, обустраивай и используй». Петербург и так сжат достаточно серьезно, добавляет она, ему надо разворачиваться и за КАД, как это делают большинство европейских столиц, где работают в центре, а живут в пригородах. «Так что вопрос включения этих районов в городскую среду – вопрос ближайшие пятилетки, нескольких дорог и станций метро», - резюмирует Татьяна Алексеева.
Близкое мнение высказывает и руководитель отдела маркетинга строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон Инвест» Яна Булмистре. «Если говорить о Девяткино и Кудрово - то они уже давно стали весьма обжитыми спальными районами. К тому же эти локации продолжают развиваться. Не стоит забывать также о том, что уже на протяжении долгого времени обсуждается вопрос присоединения этих районов к городу Санкт-Петербургу. Если это все же произойдёт, то спрос на жилье тут значительно повысится», - уверена она. По ее мнению, если говорить о Шушарах, то этот район в текущий момент находится на стадии активного развития. Благодаря своему расположению в черте города он привлекает пристальное внимание не только покупателей. Например, до 2020 года ожидается запуск скоростного трамвая из Шушар в Колпино. Через 5-10 лет мы будем воспринимать Шушары как довольно престижный спальный район Санкт-Петербурга.
Половник дегтя
Тем не менее, проблемы скорее всего быстро решить не получится. Ни с социальной инфраструктурой, ни с дорогами. Занятную аналитику и прогнозы опубликовала Surveyor International Group в 2015 году по самым застраиваемым территориями Ленобласти и Петербурга, применив ко всем локациям городские нормативы для количества мест в детсад и школах. Исходя из прогноза аналитиков на 2020-2025 годы дефицит мест сохранится во всех локациях (Кaменка, Парнас, Мурино, Новое Девяткино, Янинo-1, Кудрово, Шушары). Лишь в Каменке и Новом Девяткинo может случится преизбыток мест в школах.
«Анализ новых жилых массивов показал, что Янино-1 и Новое Девяткино являются и будут в перспективе наиболее обеспеченными социальными объектами. В Янино-1 расчётный дефицит мест в детских садах сейчас – около 190 мест, что не превышает вместимость одного детского сада на 220 мест, в будущем – около 400 мест (2 таких детских сада). В Девяткинo текущий недостаток мест в садах и школах (440 и 610 мест) в перспективе может трансформироваться в нехватку только детских садов: около 880 мест (4 детских сада)», - утверждают аналитики.
Не менее сложная ситуация с дорогами. Суммы здесь настолько значительны, что ожидать быстрого строительства не представляется возможным. Так, создания обхода Мурино – Новое Девяткино с выходом на дорогу Петербург – Матокса в створе Гражданского проспекта оценивается в 17 млрд рублей. Проект только прошел госэкспертизу. Когда он будет реализован, неизвестно. Совсем недавно был запущен прокол под КАДом, который позволил жителям западного Мурино перестать быть невыездными.
Ситуация в Кудрово менее критична - еще при рассмотрении проекта планировки территории было предусмотрено создание улично-дорожной сети, пяти выездов-въездов на эту территорию, ТПУ. Но и тут не все получилось гладко. «Пять въездов-выездов в Кудрово функционируют, но со значительной нагрузкой. Решением проблемы может стать создание центрального транспортного кольца, аналогичного тому, что действует в Москве. Хотелось бы, чтобы такой проект был реализован в Петербурге, с учетом развития жилых комплексов в области, в частности – в Кудрово», – считают власти Ленобласти. Очевидно, что это планы на будущее, которое когда-то случится.
«Транспортная проблема при въезде в поселок Шушары активно решается. Так, в скором времени тут должна появиться четырехполосная дорога на Пушкинской улице и новая дорога от Старорусского до Витебского проспекта. Подобные меры однозначно поспособствуют росту спроса на жилье в Шушарах», - добавляет Яна Булмистре.
Комментарии