Минпросвещения предложило выдавать выходцам из детдомов жилищные сертификаты номиналом почти 1,5 млн рублей, таким образом возложив ответственность за обеспечение жильем на самих сирот. Насколько действенными могут оказаться данные меры в условиях российских реалий, и насколько профильные службы готовы?
Novostroy.su: Что спровоцировало инициативу по выдаче сертификатов как попытку решения вопроса?
Ильмира Киш, благотворительный фонд «Образ жизни»: Предполагается, что выдача жилищного сертификата будет использоваться как еще один механизм обеспечения права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с действующим порядком. В соответствии с действующим законодательством, в обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в предоставлении жилья, входит предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма. Но исполнить свои обязательства в полном объеме не получается. По данным Минпросвещения, предоставленным на конец 2018 года, на учете на получение жилого помещения состояли 116846 человек в возрасте от 18 до 23 лет и 58080 человек от 23 лет и старше.
Общее число нуждающихся в предоставлении жилого помещения и достигших совершеннолетия составило 174926 человек.
Алексей Багамутов, директор аналитического отдела Rosreestr.net: Инициатива выглядит разумной изначально: очереди на квартиры в некоторых регионах и правда огромные, и региональные власти не могут обеспечить всех выпускников детдомов жильём. Это связано с несколькими причинами: фонд жилья для заселения детей-сирот ограничен в регионах, а квартиры физических лиц не допускаются для продажи детям-сиротам и неудобны застройщикам. И тут на замену приходят сертификаты, которые должны сократить очередь на квартиры. Но остается резонный вопрос: сколько закладывается денег в эти сертификаты? Если брать изначальный вариант в 1,5 млн рублей, то непонятно, как эта сумма будет индексироваться и меняться в зависимости от региона. Ведь 1,5 млн рублей в Калининграде или в Москве имеют разную стоимость и возможность для покупки.
Novostroy.su: Каким образом сегодня решается вопрос обеспечения жильем социально незащищенных слоев? В чем принципиальное различие действующей и предложенной схем, недостатки и преимущества каждой из них?
И.К.: Отличие в том, что в конечном итоге некоторым из выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган исполнительной власти субъекта будет предоставлять не благоустроенное жилье, как это было раньше, и таким образом реализовывать их право на жилье, а лишь давать инструмент/средство для реализации права. А вопрос, сможет ли выпускник им воспользоваться или нет, остается открытым…
Novostroy.su: С учетом разницы цен на жилье в регионах не требует ли сумма в 1,5 млн рублей индексации? Почему она не предусмотрена?
И.К.: Разброс цен на жилье в регионах достаточно существенный, и нельзя это не учитывать, оценивая предлагаемый механизм. Сумма сертификата должна учитывать среднюю рыночную стоимость жилья в каждом конкретном регионе. Если приводить в качестве примера материнский капитал, то некоторые субъекты, например, Красноярский край, приняли региональные НПА, предусматривающие выдачу регионального материнского капитала. Но такие меры дополнительной поддержки, к сожалению, во многом зависят от финансовых возможностей региона.
Novostroy.su: Для кого в первую очередь выгоден вариант перехода от выдачи жилья к выдаче сертификата?
И.К.: Жилищным сертификатом сможет воспользоваться успешно социализированный выпускник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который изначально для себя не рассматривает вариант получения жилья минимально предоставляемой сейчас площади. Многие из выпускников к этому времени уже создают семьи, поэтому для них жилищный сертификат – это стартовая сумма для приобретения впоследствии жилья, отвечающего потребностям семьи.
Novostroy.su: Какие возможны варианты негативных последствий в случае реализации данной инициативы?
И.К.: Механизм выдачи жилищных сертификатов опробирован только в Приморском крае, где с 2019 года были введены местные жилищные сертификаты. Представляется, что опыта одного региона недостаточно, т.к. до сих пор неясно, каким образом будут прививаться компетенции, необходимые для того, чтобы воспользоваться данным правом, на кого будет возложена функция контроля рисков применения различных мошеннических схем использования сертификата? Будет ли применяться к лицам, воспользовавшимся правом на получение жилищного сертификата, сопровождение, аналогичное постинтернату? Если говорить о постинтернатном сопровождении, то не во всех организациях для детей-сирот в принципе реализуется этот институт.
А.Б.: С первого взгляда сертификат выглядит удобным решением: дать деньги, и пусть дети-сироты сами решают, какое жильё выбирать. Но в этом решении кроется несколько проблем.
Условия для покупки и передачи сертификата должны быть жестко регламентированы, чтобы деньги с сертификата не поступали на другие нужды кроме квартир.
Поэтому за контроль должны отвечать органы опеки и попечительства.
Novostroy.su: Каков, на ваш взгляд, рациональный способ решения проблемы обеспечения жильем детей-сирот? И какие поправки улучшили бы существующую систему?
И.К.: Было бы целесообразно проанализировать опыт еще нескольких регионов в качестве пилотов. И параллельно, безусловно, надо усиливать работу организаций для детей-сирот, направленную на социализацию таких детей. Для этого необходимо полностью содействовать их самореализации, организовывать тренировочное самостоятельное проживание, проводить уроки финансовой и правовой грамотности. И еще очень важно взаимодействовать с кровной семьей ребенка (речь о бабушках и дедушках, братьях и сестрах), которая может стать ресурсом и поддержкой в будущем для его дальнейшей жизни в социуме. Это, конечно, задача органов опеки и профильных специалистов в организациях для детей-сирот.
А.Б.: Рассматривать сертификат как единственный способ решения проблемы с очередями не стоит. Это должен быть один из способов решения проблемы. К другим решениям я бы отнёс льготные условия по ипотеке для детей-сирот, а также отдельные программы по строительству жилья для детей-сирот. Стоит проанализировать, из каких семей приходил ребёнок в детский дом. Возможно, у родителей есть жильё, которое можно передать своему ребёнку.
Комментарии 2
Сертификаты не больно дают,моя племянница стоит на жилье ей сейчас 24года ,и так как есть муниципальное жилье и закреплено оно опекой за ней ,и вот только стоять и ждать когда дадут жилье ,а домов строят много
Дети, выросшие в детском доме зачастую не могут самостоятельно решать серьёзные вопросы, к великому сожалению их этому не научили, этим могут воспользоваться ловкачи, которые обязательно появятся возле этих молодых людей с мошеническими предложениями, в результате чего они могут оказаться и без сертификата и без жилья