Растущий спрос на качественное жилье в Петербурге привел к росту популярности новостроек бизнес- и комфорт-класса. Совокупная доля этих сегментов жилья достигает почти 90% от всего объема предложения. Из-за дефицита площадей в центральных районах бизнес-класс все чаще будет строиться на окраинах, а разница этого сегмента с комфорт-классом постепенно стирается, считает генеральный директор петербургской строительной компании City Solutions Василий Тимофеев.

За 5 лет структура предложения на первичном рынке Петербурга радикально изменилась. Совокупная доля жилья комфорт- и бизнес-классов с 2019 по 2024 год выросла на 60% — с 55% до 88% от всего объема предложения (данные ДОМ.РФ). Причем если 5 лет назад бизнес-класс занимал только 9% от общей площади строящегося жилья, то по итогам 2024 года — 24% (рост в 2,7 раза). Комфорт-класс, соответственно, 46% и 64% (рост на 40%). При этом экономкласс сдает позиции: в Петербурге с 2019 года его доля сократилась более чем в 5 раз (с 43% до 8%).
Примечательно, что в Москве и Московской области изменения разнонаправленные: в 2019 году доля жилья эконом-класса в московских новостройках была 17,2% от всего объема предложения, в Московской области — 45,1% (данные ДОМ.РФ). В 2024-м эти показатели выросли в Москве до 21%, но упали в области и 41%. Комфорт-класс пять лет назад в Москве и области был представлен почти одинаково: 47,9% и 49,3% новостроек. По итогам же прошлого года доля жилья в сегменте комфорт в столице сократилась до 27%, а в области выросла до 52%. Изменения коснулись и бизнес-класса: в Москве его доля за пять лет выросла с 30,2% до 35%, в Московской области выросла тоже — с 4,5% до 6%. Наибольший рост произошел в элитном сегменте в Москве: в 2019 году доля составляло 5,4%, а в 2024-м — уже 18%. В Московской области этот показатель остался на уровне 1-1,1%.
В Петербурге доля бизнес-класса сейчас снижается из-за дефицита подходящих участков под застройку в престижных локациях. Например, при строительстве ЖК «Министр» нам пришлось передвинуть Воспитательный дом — это сложная и дорогостоящая операция, которая значительно увеличила сроки реализации проекта и затраты. Поэтому мы ожидаем сокращение объема предложения в этом сегменте, но временное, так как видим перспективу распространения бизнес-класса за счет освоения «серого пояса» и экспансии в спальные районы. Жилые проекты этого класса выходят за привычные границы и реализуются в Приморском, Московском районах, на севере Выборгского, в отдельных точках Невского района и даже в Ленобласти.
В Ленобласти раньше премиальные сегменты были представлены только элитными коттеджными поселками. Теперь же, по данным City Solutions, из 201 жилого комплекса, в которых идут продажи в Ленобласти, семь ЖК малой и средней этажности относятся к категории бизнес. Общая доля жилья форматов комфорт и бизнес в Ленобласти за пять лет увеличилась на 40%, заняв по итогам 2024 года 84% предложения, следует из статистики ДОМ.РФ.
В нынешнем понимании «престижная локация» — это уже не исключительно исторический центр города. Сегодня ценятся территории с развитой инфраструктурой, однородной и благополучной социальной средой, благоприятной экологической обстановкой. Также идет стирание различий между категориями бизнес и комфорт: опции, которые ранее были характерны только для премиальных классов жилья, стали must have для проектов формата комфорт. Высококачественный сервис проникает из элитного ценового сегмента в бизнес. Без качественной управляющей компании проект будет не «бизнес», а просто роскошный «комфорт».
Для комфорта характерны удобные, эргономичные планировки квартир, продуманная инфраструктура ЖК, качественная отделка как жилых помещений, так и МОПов, благоустроенные дворы, наличие службы консьержей, видеонаблюдения и паркингов. Например, наш проект «Министр» в бизнес-классе — это дом с современными цифровыми технологиями и удобными планировками. Акцент сделан на престижность и комфорт: закрытые внутренние дворы, просторные зоны ресепшен и современные инженерные системы создают безопасность и удобства. Мы создали большую входную группу, обеспечив отдельные зоны для курьеров и посетителей, удобные пространства для жителей, разграничив потоки. В ближайшие годы будет происходить дальнейшее сближение категорий бизнес и комфорт. Доля бизнес-класса в перспективе будет расти, в том числе за счет освоения «серого пояса», так как спрос в этом сегменте остается стабильно высоким.
Комментарии