Жилье с отделкой «под ключ» выбирают 42% покупателей московской «первички», сообщает «ИНКОМ-Недвижимость». За три года этот тренд набрал 5%. У петербуржцев такое предложение еще популярнее. По данным девелопера «Главстрой Санкт-Петербург», порядка 51% ДДУ в 2019 было заключено с включенным ремонтом. Но отделка увеличивает сроки строительства, а это критично при использовании счетов эскроу, ведь чем меньше девелопер потратит времени на возведение домов, тем раньше получит доступ к эскроу-счетам. Novostroy.ru опросил крупных игроков рынка, как удается лавировать между тем, что продаваемо, и тем, что необходимо для успешного завершения проекта.
Павел Евсюков, руководитель направления стратегического маркетинга AAG, подтверждает тенденцию: «Спрос на квартиры с отделкой растёт, причём, не только в проектах массовой застройки, но и в элитном сегменте. Сказывается то, что покупатели стремятся избавить себя от проблем, связанных с ремонтом. Как правило, застройщики предлагают на выбор 2-3 универсальных дизайн-проекта».
С ним не согласился Дмитрий Ефремов, руководитель аналитического центра «Главстрой Санкт-Петербург»: «Да, отделка по-прежнему остается востребованным продуктом среди иногородних клиентов, у которых нет возможности полноценно погрузиться в ремонт. И среди покупателей, которые приобретают первое жилье для детей. Но, по нашим данным, на рынке масс-маркет Петербурга и Ленобласти доля продаж квартир с чистовой отделкой в квадратных метрах в 2019 году составила 51%, что немного ниже показателей 2018 года».
Это говорит о том, что покупатели стремятся оптимизировать бюджет покупки, считает эксперт. Цены на жилье меняются, покупательская способность населения не растет, а квартира без отделки, при прочих равных характеристиках, стоит дешевле квартиры с отделкой. Кроме того, квартира с черновой отделкой предоставляет больше возможностей для создания индивидуальных интерьеров.
Но и на индивидуализацию у рынка тоже есть ответ, отмечает Эдуард Тиктинский, президент Группы RBI: «В целом, помимо готового ремонта, в 2019 году появился еще один тренд — кастомизация «стандартов». Многие застройщики обновили и значительно расширили линейку отделок. Внутри каждого сегмента – огромное количество опций, цветовых сочетаний, материалов, которые клиент может выбрать «под себя». В то же время, в новых условиях строительства (их-за эскроу) придется более взвешенно принимать решение по каждому проекту: какие будут сроки, какая экономика, насколько востребована будет отделка в конкретном проекте. Это вопрос и развития технологий, и качества управления строительными процессами — словом, здесь большое поле для модернизации. Сокращение сроков — это то, над чем мы сейчас активно работаем в рамках нашего инновационного контура».
Комментарии