Сегодня Госдума РФ приняла во втором чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно этим поправкам вводится ответственность за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания пассажирских лифтов, а также ряда других подъемных механизмов. Законопроект подготовлен Правительством РФ.
Озвучивший решение депутатов спикер думы Вячеслав Володин, отметил, что до сего момента законодательство не предусматривало ответственности за вышеназванные нарушения, хотя вопрос давно назрел. Теперь отвечать за исправность лифтов и их безопасную работу будут эксплуатирующие организации: компании как юридические лица, а также их ответственные работники и специалисты, непосредственно занимающиеся проверкой, обслуживанием и ремонтом лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов (кроме тех, что в метро).
Названы и суммы штрафов. За нарушение правил в отношении названного оборудования должностные лица заплатят 2-5 тыс. руб., юридические лица – 20-40 тысяч. Если же выявленное нарушение может повлечь за собой вред жизни и здоровью, стать причиной аварии, то граждан оштрафуют на сумму 3-5 тысяч; должностные лица – заплатят 20-30 тысяч или будут дисквалифицированы на срок от года до полутора лет. Юридическим же лицам грозит штраф 300-350 тыс. руб., или же их работу могут вообще приостановить на срок до 90 дней.
Стоит сказать, что за последние годы ситуация в сфере лифтового хозяйства ухудшилась. Наглядной иллюстрацией ее служит резонансное ЧП, случившееся в январе 2016 года. Трагедия, в которой погибла однофамилица председателя Госдумы Ирина Володина, произошла в элитном высотном комплексе «Алые паруса» в Москве. В результате аварии оторвался пол в кабине лифта, находившаяся в нем пассажирка упала с большой высоты в шахту и скончалась. По делу Ирины Володиной был осужден работник, осматривавший злополучный лифт накануне аварии. Как сообщают СМИ, в ходе следствия выяснилось, что подсудимый не имел необходимого образования и допусков для обслуживания и ремонта высокотехнологичных лифтов данной марки. Вскрылись и другие нарушения, однако ни подрядная организация, ни нанявшая ее управляющая компания, обслуживавшая данный дом, никаким санкциям подвергнуты не были. Хотя люди, живущие в новом жилом комплексе, неоднократно жаловались на работу лифтов. И это элитное жилье, что уж тогда говорить о сегменте массового спроса?
По данным статистики, за последние годы в результате аварий лифтов в стране погибли десятки человек, еще большее число получило травмы, кто-то стал инвалидом. По мнению специалистов, причиной стало то, что несколько лет назад был отменен единый госконтроль лифтового хозяйства. Взамен прежних нормативов приняли новый технический регламент, который вместо прежнего обязательного стал носить характер рекомендательного. В результате у управляющих компаний возник соблазн сэкономить, привлечь для обслуживания лифтового хозяйства фирму, которая на торгах назовет меньшую сумму за свои услуги. Регламент разрешает госорганам проверять лифты раз в три года, а внеплановые проверки можно организовывать только при наличии санкции прокуратуры. При этом состояние лифтового хозяйства в стране далеко от идеала. По данным Минстроя в России эксплуатируется более 500 тыс. лифтов. 90% из них — пассажирские. При этом треть лифтов уже отработали свой максимальный срок в 25 лет и требуют замены.
Сегодняшнее законодательное ужесточение ответственности для организаций и лиц, отвечающих за эксплуатацию лифтов и подъемников — это первый шаг. За ним последует и второй — более важный. Как сообщается, в скором будущем полный контроль над безопасностью лифтового хозяйства в России планируется передать Ростехнадзору. Рассмотрение соответствующего законопроекта намечено на весну нынешнего года.
Комментарии