Как отмечают в Минприроды, существует риск прекращения оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО. Причиной стали проблемы в работе региональных операторов по обращению с отходами и возможность их банкротства.
Опасения ведомства вызывают просроченные платежи за вывоз отходов. По данным Минприроды, уровень неплатежей сейчас порядка 70%. Чтобы урегулировать ситуацию, чиновники хотят развернуть «информационную кампанию по увеличению собираемости платежей за мусор».
«На мой взгляд, власти пытаются понять проблему срыва мусорной реформы. — рассказывает Сергей Грибалев, руководитель рабочей группы по контролю за федеральными проектами по направлению «Отходы» Общественного совета Минприроды РФ. — Я неоднократно обращал внимание ответственных за реформу экс-замминистра Логинова и экс-директора федерального экологического оператора Буцаева, что территориальные схемы по обращению с отходами не соответствуют действительности. Характерный пример — Ленинградская область».
По данным эксперта, схему обращения с отходами в Ленобласти сделали «не задумываясь», потом много раз правили. В конце года оказалось, что рассчитывали одно количество отходов, а вывозить пришлось в два раза больше.
«Я уже молчу про контейнерные площадки заваленные мусором, про сбежавшие от таких условий организации, что вывозили отходы (например ЭКОРОС в Сланцах). Весь театр абсурда в Ленинградской области происходит без общественных слушаний и работы с экспертным сообществом. Такая же ситуация и в других субъектах РФ оставшихся сейчас у разбитого корыта», — отмечает эксперт.
О неудачном начале мусорной реформы говорит и Юрий Шевчук, председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зелёный крест». В первую очередь необходимо было определиться с организацией сбыта продукции из вторичного сырья, считает спикер. Затем построить заводы по переработке ТКО. Вывести отрасль из сферы услуг (тогда не надо было бы собирать деньги за вывоз мусора, наоборот надо было бы доплачивать физическим и юридическим лицам, которые сдали бы вторичное сырье на переработку). И только потом, создавать региональных операторов.
«У нас же почему-то решили, что региональные операторы сами должны будут создавать перерабатывающие производства, чтобы повысить собственную рентабельность», — отмечает Юрия Шевчук.
Сейчас, для стабилизации деятельности операторов, Минприроды предлагает рассмотреть возможность компенсации недополученных доходов организациям, что работают с ТКО, а также помочь выявлять скрытых потребителей и начислять им плату за ликвидацию мусора.
Впрочем эксперты это решение окончательным не считают. Юрий Шевчук отмечает, что «мусорные» проблемы будут продолжаться до тех пор, пока в стране не будет создана индустрия переработки всех отходов: «Технологические решения есть. Мы знаем, как переработать мусор полностью, чтобы из любой фракции получить полезный, пользующийся сбытом, товар. Мы знаем, как переработать пластик, бумагу и ветошь в теплоизоляцию, которой не хватает катастрофически. Знаем, как переработать все прочие отходы в искусственный щебень или искусственный грунт для мелиоративных работ».
Напомним, Россия с 2019 года перешла на новую модель обращения с мусором. В регионах действуют территориальные схемы, выбраны операторы, которые занимаются вывозом, переработкой, сортировкой, захоронением мусора, а граждане оплачивают новую коммунальную услугу.
Комментарии 1
Мусором надо серьезно заниматься, а не заставлять население кормить бездарей коммунальных, когда они сами научаться зарабатывать,тогда и будет толк.