Если говорить о ценах, то, конечно, рыночная ситуация имеет основополагающую роль в ценообразовании, полагает Кирилл Храпов, директор по продажам группы «Самолет». Но важен и момент эластичности спроса, отмечает эксперт: цены перестанут расти в тот момент, когда клиенты не будут готовы покупать, поэтому девелоперам придется найти баланс.
Напомним, стоимость жилья в среднем по России, по данным компании «Этажи», с февраля 2020 года по февраль 2021-го поднялась на 22,5%. Однако это не затормозило спрос. Как отмечает Ирек Файзуллин, министр строительства, спрос на жилую недвижимость в России превысил предложение, в связи с чем почти во всех регионах страны у девелоперов закончились выставленные на продажу квартиры. При этом, отмечает он, две трети российских семей хотят сменить или улучшить жилье.
«Вывод новых проектов на рынок сдерживает, в первую очередь, новая трактовка 214 ФЗ. Согласно ей, один застройщик может возводить только один объект (исключение составляют проекты КОТ). Поэтому небольшие компании сразу отсекаются от стройки. Кроме того, необходимость получения проектного финансирования также тормозит процесс вывода на рынок новых объектов. Вдобавок на ценообразование влияет множество факторов: стоимость материалов и услуг, логистические расходы, проценты по кредитам. Поскольку стоимость услуг, материалов и оборотных средств для застройщика выросла, ждать снижения цен на квартиры не приходится. При этом платежеспособность населения продолжает снижаться. Да, решить квартирный вопрос хотят многие, но позволить это себе, даже при условии недорогой ипотеки, могут далеко не все. Ведь в любом случае для покупки нужны значительные собственные средства на первый взнос и стабильный доход, средний или выше среднего», — отмечает Надежда Калашникова, директор по развитию компании «Л1».
«В последние годы мы однозначно отмечаем уменьшение объема предложения на рынке Московского региона, на котором преимущественно работаем. И если в Москве и Новой Москве выход новых проектов сегодня только-только успевает компенсировать вымывание предложения, то в Московской области объем предложения сокращается. Отметим, что в Московском регионе рынок в конце 2020 – начале 2021 года начал понемногу прирастать предложением. В январе вышло 673 тыс. кв. метров. И мы ожидаем, что девелоперы вернут в реализацию проекты, которые ранее были экономически не так привлекательны, какими их позволяют сделать текущие условия. К концу года мы надеемся увидеть увеличение выхода новых проектов», — комментирует Кирилл Храпов, директор по продажам группы «Самолет».
Комментарии 1
Карантин отменят и проснутся тогда жильцы вторичек, чтобы выйти на рынок со своими предложениями и себе поменять жилье. Всё в анабиозе