Помощник президента Игорь Левитин призвал ввести показатель количества парковочных мест на площадь квартир в новостройках. Осуществимо ли это и почему и какие решения проблемы предлагают сами застройщики – Novostroy поинтересовался у последних.

Предложение Левитина
В начале уходящей недели на саммите «Сильная Россия» помощник президента Игорь Левитин заявил, что привязка квадратных метров новых квартир к площади парковочных мест пока не работает. Чиновник также поведал о сокращающемся показателе транспортной инфраструктуры к количеству построенного жилья, и эта ситуация, по его словам, будет лишь усугубляться.
«Мы это все повесили на регионы, – процитировала Левитина «Российская газета». – Мне кажется, нам надо ввести такой показатель – сколько на квадратные метры должно быть парковочных мест».
В противном случае, по мнению помощника президента, придется переходить на платные парковки, что вызовет недовольство людей.
Между тем, как вспомнили журналисты, вице-премьер Марат Хуснуллин и представители Минстроя ранее не раз замечали, что количество парковочных мест у новостроек необходимо сокращать в пользу развития общественного транспорта. Эти заявления аргументировались тем, что подземные парковки пустуют, тогда как их строительство делает стоимость жилья значительно выше.
Мнения девелоперов
Застройщик жилого кластера RDD Владимир Щекин:
Прежде всего, отмечу, что Игорь Левитин говорил о квадратных метрах вообще, то есть суть его предложения в том, что на определенную площадь застройки (а не отдельных квартир) должно быть какое-то количество парковочных мест. Иначе не ясно, каким образом считался бы показатель, поскольку у квартир в новостройках разная площадь. Полагаю, что любой технически простой принцип нормирования машино-мест в жилой застройке не имеет перспектив, потому что фактически потребность и возможность реализовать потребность в парковках определяются рыночными механизмами. Стоимость машино-мест высока в силу высоких издержек на строительство и цены земли. Причем девелоперы продают машино-места практически на грани рентабельности, и даже в этом случае значительное число парковок остаются невостребованными, так как в столице и в других крупных городах их стоимость высока. Если норма будет привязана к площади жилья, то машино-места станут еще более дорогими и менее доступными.
Сейчас норматив рассчитывается на основе рекомендаций строительных правил 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», который определяет минимальное число машино-мест (не менее 0,5 машино-места на одну квартиру в крупных городах). Также авторы строительных правил справедливо предлагают учитывать класс нового жилья (чем выше, тем больше парковок). Есть новые рекомендации Минтранса, которые предлагают основываться на этих строительных правилах, а также на фактической обеспеченности общественным транспортом. Полагаю, необходим более гибкий подход к планированию машино-мест в новых жилых комплексах, так как ситуация с транспортом, потенциальная потребность в парковках и другие условия всегда очень индивидуальны и их трудно вписать в жесткие, схематичные требования.
Управляющий директор компании «Мeтриум» Руслан Сырцов:
Нормы по обеспеченности машино-местами сейчас регламентированы исключительно СНиПАМи, которые не подразумевают неукоснительное соблюдение. Смена показателей в технических регламентах опять же не ляжет в основу правила, обязательного для соблюдения. Но прописывать данные параметры на законодательном уровне я считаю не совсем правильным. В принципе, девелоперы и сами заинтересованы в обеспеченности жилых комплексов машино-местами, так как в противном случае проекты окажутся непривлекательными для клиентов-автомобилистов.
При этом застройщики лучше знают темпы продажи парковочных площадей и, соответственно, реальные потребности населения. Конечно, стоит учитывать, что часть покупателей откладывает приобретение места в паркинге ввиду ипотечного обременения, что подразумевает отложенный спрос. Однако проблема дефицита машино-мест в масштабе страны маловероятна, так как наблюдается тренд на постепенный отказ от личных автомобилей: все больше россиян пересаживаются на общественный транспорт и такси, пользуются сервисами каршеринга. Следовательно, оправданным я считаю лишь законодательное утверждение минимального числа машино-мест (например, не менее одного на три квартиры), чтобы препятствовать появлению новых дворов с машинами. Подобный подход стимулирует строительство паркингов (в основном наземных многоярусных) и в то же время не станет чрезмерно обременительным для девелоперов.
Исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский:
Какое бы решение ни было принято, но удовлетворить в городах потребность всех жителей передвигаться на личном автотранспорте не получится в принципе. В любом случае должно быть найдено компромиссное решение, причем не универсальное, а направленное на удовлетворение потребностей жителей конкретного населенного пункта, где это решение реализуется. Универсальные методы решения проблем, как правило, никогда не подходят всем и таким решением будет недовольно в итоге большинство, а виноватыми в неправильном решении окажутся федеральные власти, которые «навязали» норматив, который именно в конкретном городе выглядит неуместным.
В вопросе автомобилизации нельзя опираться на опыт ряда стран, там, где, например, недостаточно территории или где слабо развит общественный транспорт. Кроме того, организация размещения предприятий с основными рабочими местами часто находится вдалеке от места жительства работников, поэтому общественный транспорт не всегда справляется с задачей доставки работников к месту работы. Именно в таких странах остро стоит вопрос личной автомобилизации, да к тому же производители, а также автодилеры «подливают масла в огонь» – способствуют данному положению дел.
В нашей стране исторически был сделан упор на качественный и доступный общественный транспорт, который при правильной организации и управлении со стороны местных властей, потенциально способен решать все имеющиеся потребности населения.
Предложение по усилению нормативной базы по количеству парковочных мест не приведет к освобождению внутридворового пространства от машин. Сегодня подземные парковочные места в домах сегментов комфорт и эконом и так распроданы наполовину. Дополнительный объем затрат на строительство парковочных мест для удовлетворения нужд автомобилистов проблему не решит, а повысит стоимость недвижимости, причем и так при недостаточном спросе.
Необходимо уточнить, что никто не против, чтобы условия жизни граждан улучшались и жить становилось все более комфортно. Во всех спорных случаях можно найти компромисс, который не сформировать универсальным подходом. Зачастую, вопрос может быть решен выделением определенных площадей под плоскостные стоянки, а когда необходимо увеличить их объем, то строительством на этих площадях многоуровневых паркингов. Такие решения не повлияют на стоимость и так не дешевых жилых квадратных метров, но решат проблемы автомобилистов, а не абстрактных жителей с нормативом.
Комментарии 3
Смысла нет в этом. Доллары/евро/крипта
Недвижимость для жизни
Ценник уже много лет не зависит ни от чего, кроме покупательской способности и спроса.
Сто процентов