Как сообщают эксперты JLL, инвесторы, торопясь спасти свои капиталы на фоне кризиса, теперь меньше вкладываются в покупку готовых объектов, и активнее выкупают площадки под строительство жилья. Доля таких сделок впервые выросла до 48% (от общего «вливания» финансов в сферу), увеличившись втрое за год.
«Пополнять земельные ресурсы могут крупные компании с избыточными активами. Теоретически: есть приток наличности (от роста спроса) — куда ее девать? На депозит в банк? — инфляция съест… В личное потребление? — так всего уже хватает. А земля все равно понадобится, не через год, так через пять, не при этой власти, так при следующей... Как показывает практика, вывод новых проектов от наличия земельного «портфеля» зависит не напрямую. Запуск проекта зависит от того, как девелопер оценивает рынок, риски, затраты на подготовку. Это интересная и рискованная игра «вдолгую», — комментирует Дмитрий Синочкин, шеф-редактор NSP.
Как отмечает Надежда Калашникова, директор по развитию компании «Л1», активная покупка земельных участков вовсе не гарантирует увеличение объемов предложения на рынке недвижимости в ближайшие годы: «Земля — это надежный, постоянно растущий в цене актив. И создание земельного банка — это залог финансовой безопасности девелопера».
Как полагают эксперты, опрошенные Novostroy.ru, массового вывода новых проектов на этих землях в ближайшие годы скорее всего не будет — в нынешних реалиях сложно рассчитать ликвидность проектов.
«Сейчас говорить о росте доходности застройщиков нельзя, скорее, можно наблюдать обратный процесс. Строительство жилья всегда имело невысокую маржинальность, а введение эскроу-счетов, удорожание материалов и услуг ставит некоторые проекты на грань рентабельности», — комментирует Калашникова.
«Доходность девелоперского бизнеса после перехода на эскроу несколько снизилась (а в некоторых регионах и вовсе стала отрицательной), — подтверждает Денис Бобков, генеральный директор аналитической и консалтинговой компании «Недвижимость-Профи», — однако на фоне покупательского ажиотажа всегда найдутся новые компании, желающие выйти на растущий рынок, и уже согласные с текущими правилами игры, в том числе необходимостью проектного финансирования. Однако важно учитывать, что цикл девелопмента одного проекта в недвижимости длится в среднем 3-5 лет (с учетом разработки и согласований проектной документации), и на финише проект может оказаться вовсе недоходным. Чтобы не попасть в такую ситуацию надо тщательно выбирать локации и сегменты рынка, формировать продукт, востребованный в любых фазах рынка и всегда иметь план «Б», если что-то пойдёт не так».
Напомним, следить за выходом новых проектов жилья и апартаментов Москвы и Петербурга можно с помощью телеграм-бота Novostroy.ru, а оперативно читать последние новости рынка недвижимости — в нашем инстаграм Instastroy.
Комментарии