Выделенные линии для трамваев, перехватывающие парковки, аренда авто и самокатов и другие способы разобраться с транспортными проблемами жителей новых ЖК – в этом материале.
- Дополнительные маршруты общественного транспорта
- Новые дороги для авто
- Прочие индивидуальные способы передвижения
- Советы для застройщиков
Очевидно, что жители новостроек не смогут опровергнуть важность развития транспортной инфраструктуры, вроде строительства новых станций метро и запуска новых маршрутов общественного транспорта. С помощью чего еще можно решить транспортные проблемы в новых ЖК, Novostroy поинтересовался у экспертов рынка.
Дополнительные маршруты общественного транспорта
По словам директора по продажам ГК «Полис» Яны Вирченко, создание отдельных полос для автобусов и трамваев является наиболее рабочей схемой решения транспортных проблем жителей новых жилых комплексов в настоящее время. Всё потому, что на автобусе или трамвае, передвигающемся по выделенной линии, можно быстрее доехать до точки назначения, чем на автомобиле.
«При вводе в эксплуатацию новых проектов массовой застройки необходимо создание новых маршрутов, а также установка остановок вблизи жилых домов», – убеждена Яна Вирченко.
В дополнение руководитель пресс-службы проекта ЛТКЖ (ЮЛА) Елена Иванова замечает, что имеется и удачная практика, когда по платным трассам проходят маршруты общественного транспорта. Так, в ближайшем Подмосковье два маршрута, соединяющие микрорайон Подрезково и станции метро «Ховрино» и «Речной вокзал», проходят по участку платной трассы М-11, избегая загруженное Ленинградское шоссе и значительно сокращая время в пути. «При этом плата за проезд для их пассажиров не отличается от платы на аналогичных маршрутах, проходящих по бесплатным дорогам», – подчеркивает эксперт.
К сказанному гендиректор «СМУ-6 Инвестиции» Алексей Перлин добавляет, что сами застройщики вправе предусмотреть запуск собственных частных и бесплатных для жильцов маршрутов до ближайшей станции метро. При этом девелопер приводит Москву в качестве примера, где уже делается немало для решения транспортных проблем. В частности, в столице вместе с возведением новых станций метро в рекордные сроки строятся и центральные диаметры для разгрузки электричек и связывания мегаполиса с областными населенными пунктами.
Новые дороги для авто
Для автомобилистов - собственников квартир в новых ЖК - эффективным решением транспортных проблем может стать строительство платных магистралей. «Такие «альтернативные» дороги обычно проектируются заранее или строятся уже после запуска новых районов», – говорит Елена Иванова, подчеркивая, что возведение подобных трасс нередко ведется на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП).
При этом Елена Иванова замечает, что всё большей популярностью пользуются так называемые «контракты жизненного цикла», когда обслуживание построенных в рамках ГЧП объектов, в том числе и платных дорог, берут на себя концессионеры, которые и отвечают за их состояние на протяжении всего срока эксплуатации.
«За рубежом практика платных магистралей внедрена уже давно. Но и в России всё чаще появляются успешные примеры подобных проектов – в Московской, Рязанской, Псковской областях и других регионах», – приводит примеры Елена.
Так, в Подмосковье примером успешного ГЧП стало начавшееся в 2022-м строительство Новолыткаринского шоссе, или Южно-Лыткаринской автодороги. Эта скоростная автомагистраль, запуск которой планируется в 2025-м, строится по технологии безбарьерного проезда. Цель проекта – существенно улучшить транспортную доступность местных городских агломераций, снизив количество пробок, сократив время проезда до ближайших аэропортов и населенных пунктов минимум в 2,5 раза и связав Москву сразу с несколькими округами, общее число жителей которых превышает 650 тыс. человек. Причем, по прогнозам аналитиков, к 2034 году на данной территории будут проживать около 1 млн человек, что объясняется строительством новых жилых комплексов. И что как не новая дорога частично разгрузит МКАД и вылетные магистрали М-2 «Крым», М-4 «Дон» и М-5 «Урал»?!
Возвращаясь же к зарубежному опыту, коммерческий директор Optima Development Дмитрий Голев убежден, что изучение мировых практик подсказывает новые интересные пути решения транспортных проблем. «Например, в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе введена плата за въезд в некоторые районы на личном автомобиле. За счет этого казна получает больше поступлений, а загруженность дорог существенно снизилась. Необычный метод противодействия пробкам придумали и греки. В четные дни в центр Афин пропускают только автомобили с четными номерами и наоборот».
Прочие индивидуальные способы передвижения
Решению транспортных проблем и формированию более комфортной как для автомобилистов, так и пешеходов, городской среды способствуют перехватывающие парковки, каршеринг, пункты аренды велосипедов и самокатов и, конечно, такси. Так, по словам Дмитрия Голева, во многих мегаполисах мира, включая Москву, крупные агрегаторы такси уже взялись за решение транспортной проблемы. «Статистика показывает, что их деятельность ведет к снижению числа регистраций личных автомобилей в расчете на душу населения».
Для сравнения, обустройство перехватывающих парковок дает возможность автомобилистам припарковать свое транспортное средство и пересесть на метро во избежание пробок.
Что же касается каршеринга, то одна взятая в аренду машина, по данным экспертов, заменяет несколько личных авто, что тоже не может не способствовать снижению трафика.
Советы для застройщиков
По признанию Дмитрия Голева, развитие сети метро и расширение маршрутов общественного транспорта играет важную роль в решении дорожных проблем жителей новостроек, однако есть и другие эффективные меры. Так, желательно, чтобы комплексная застройка велась с созданием новых улиц, дабы не увеличивалась нагрузка на существующие магистрали. Это значит, что в современных проектах нужно планировать больше въездов и выездов, чтобы избежать затора автомобилей в «бутылочных горлышках».
Наряду с этим девелоперам необходимо реализовывать концепцию дворов без машин не на бумаге, а на практике. Другими словами, застройщики должны предусматривать для жителей и гостей своих ЖК надземные и подземные парковки без заезда во дворы домов, где располагаются детские и спортивные площадки и объекты социальной и коммерческой инфраструктуры.
К слову, решением от застройщиков для минимизации транспортной проблемы становится само размещение на территории новостроек всей необходимой инфраструктуры. Согласитесь, нет необходимости лишний раз садиться за руль, если детсад или школа для вашего ребенка находится в шаговой доступности от дома. А если на территории новостройки предусмотрены и такие объекты, как магазины, поликлиника, фитнес-клуб с бассейном и спа и ресторан, то автомобилист еще чаще сможет чувствовать себя пешеходом.
Если же вместе с парковками для авто девелоперы предложат альтернативные варианты, вроде парковочных мест для велосипедов и мотоциклов, то транспортные коллапсы минимизируются куда больше.
«Развитие пешеходной инфраструктуры и дальнейшая прокладка велодорожек окажут немаловажное влияние на разгрузку дорог от автомобилей. В Германии, например, в 2002-м была запущена программа по стимулированию интереса к велосипедному транспорту, благодаря которой уже через шесть лет в одном только Берлине количество велосипедистов увеличилось на 6%, что позволило существенно снизить количество автомобилей на дорогах», – комментирует Алексей Перлин.
Яна Вирченко признает спрос на велосипедные дорожки, отмечая особую актуальность данного вида транспорта в летний период. Тем более что наряду с передвижением на самокатах велосипеды способствует укреплению здоровья.
Впрочем, с учетом климата велосипеды и самокаты не являются универсальными вариантами, поскольку зимой дороги остаются всё же загруженными. Однако, по словам Яны Вирченко, не исключено, что вскоре вместо этих средств передвижения на дорогах появятся новые решения – к примеру, электрические сани.
Добавим, что, хотя соответствующие мировому тренду на микромобильность прокаты электросамокатов и велосипедов разгружают дороги, эти инструменты не отменяют необходимости интенсивного развития дорожной сети и общественного транспорта, а служат хорошим дополнением к главным, инфраструктурным, решениям.
Комментарии