Хозяйки литературных салонов были музами и покровительницами не для одного светоча русской поэзии и прозы. И именно им мы обязаны многими великими произведениями. Novostroy поздравляет всех дам с праздником и предлагает вспомнить о «светских львицах» Серебряного века.
- История светских салонов
- Нелёгкая доля царицы салона
- От политики к спиритизму
- Знаменитые хозяйки Серебряного века и их дома
- Зинаида Гиппиус
- Паллада Олимповна Богданова-Бельская
- Княжна Саломея Андроникова
История светских салонов
В общем значении, салон — это круг лиц, которые регулярно собираются для общения в каком-либо частном доме. Часто для самых простых светских разговоров. Но наибольшую известность приобрели салоны по интересам: политические, литературные, музыкальные.
Традиция организации салонов пришла в Россию из Европы. Первые из них зародились ещё в XVI при дворах принцесс Франции и других государств. К примеру, очень известный салон был у Маргариты де Валуа в последние годы её жизни в Париже. Той самой королевы Марго, которую так прославил своим романом Александр Дюма. Маргарита собрала вокруг себя виднейших учёных и писателей того времени.
Тогда же образовались две главных отличительных черты, которые будут характерны и для салонов России XIX века:
- Тон задаёт хозяйка дома. Её называли на французский манер saloniere или королевой салона. Самые успешные хозяйки поражали своих гостей интеллектом, остроумием и, конечно же, красотой.
- Приглашались не самые знатные, а самые умные и одарённые члены общества. Там встречались дипломаты и военные, учёные и чиновники, музыканты и поэты. Именно в такой атмосфере могли вестись самые интересные дискуссии и рождаться выдающиеся идеи.
Но это вовсе на канон российской салонной жизни. К примеру, роль главной фигуры мог играть и мужчина. Или, как часто бывало, хозяином и хозяйкой салона были супруги. Так одним из знаковых мест в истории Серебряного века стал дом Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского.
Нелёгкая доля царицы салона
Но всё же самые известные музы салонной жизни, конечно, женщины. Которые во все времена были более искушёнными в искусстве светских бесед и дипломатии, чем представители сильного пола. А это для успешного салона критически важно, чтобы не допускать в доме конфликтов и ссор на фоне жарких дискуссий.
Роль королевы салона — непростое бремя. Мерилом успеха для хозяек служил не столько сам дом, сколько «калибр» людей, которые его посещали. Поэтому светским дамам приходилась предпринимать огромные усилия, что заманить к себе в салон самых перспективных гостей.
Поэтому неудивительно, что в салонах собирались настоящие «сливки общества». Их не считали зазорным посещать и многие члены императорской семьи. А великая княгиня Елена Павловна (дочь Павла I) и сама была хозяйкой салона.
Она устраивала знаменитые «четверги» в Михайловском дворце, на которых бывали самые важные политические деятели своего времени. Есть мнения, что именно из обсуждений на этих вечерах, родились многие из проектов великих реформ 1860-1870 годов.
Кстати, наши салоны были на конкурентоспособном уровне с западными. Русские saloniere были популярны и за пределами России. Так в гостях у Софьи Свечиной, эмигрировавшей в Париж, были не только русские, но и многие французские общественные деятели.
О важнейшей роли хозяек салонов в российском обществе можно найти немало отсылок в литературе. К примеру, можно вспомнить какие гости бывали в салоне Анны Павловны Шерер и какие разговоры вела сама хозяйка.
Немало сделали царицы салонов и для русской литературы. Именно на таких вечерах впервые были прочитаны лермонтовский «Демон», гоголевские «Мёртвые души» и грибоедовское «Горе от ума».
Некоторые хозяйки салонов даже специализировались на «зажжении» новых звёзд в отечественной литературе. О них мы и поговорим подробнее далее, но сначала немного об атмосфере Серебряного века.
От политики к спиритизму
Серебряный век русской литературы не имеет чётко очерченных границ. В самых широких рамках это время с 1890 года в ещё царской России и до конца эпохи нэпа в Советском Союзе (1930 год).
Это было время великих перемен, когда весь мир вступал в новую эпоху, так непохожую на предыдущие века. Российская империя, уже сотрясаемая стачками и революциями, доживала свои последние годы. И это чувствовалось в обществе, что видно по произведениям «певцов эпохи» — писателей и поэтов.
В эти годы сформировалось новое направление в русской литературе, которое назовут декадансом. Описание духовного упадка, тоски по идеалам и чувство полной безнадёги — вот его лейтмотив. А основные принципы: осуждение прежней «мещанской» морали и эстетизация пороков.
Духовный упадок стал причиной обращения человека к потусторонним силам. Это время расцвета спиритизма, всевозможных предсказателей, магов и старцев.
Атмосфера декаданса проникала и в литературные салоны, и в новомодные арт-кабаки. Так что спиритические сеансы стали привычным явлением для петербургских и московских гостиных.
Знаменитые хозяйки Серебряного века и их дома
Это время можно охарактеризовать и как бурный подъём в русской литературе. А также театре, музыке и культуре в целом. В тех самых арт-кабаках и салонах оттачивали свой талант многие из тех, чьи портреты сегодня висят в кабинетах литературы.
И часто их карьеру определяли именно хозяйки салонов, которые были самыми значимыми критиками своего времени.
Зинаида Гиппиус
Адрес салона: Литейный проспект, 24, дом князя Александра Мурузи.
Белая дьяволица, декадентская мадонна и ещё как только не называли эту выдающуюся женщину. Зинаида Гиппиус — поэтесса, драматург, литературный критик и издатель, кроме всех этих титулов являлась ещё и успешной хозяйкой литературного салона.
Со своим мужем они снимали квартиру на Литейном в доме князя Мурузи, которая стала центром притяжения петербургских литераторов. Молодые поэты трепетали перед встречей с Гиппиус, которая была резка в суждениях и предъявляла к поэзии высокие требования.
Зато хозяйка дома могла дать дорогу настоящему таланту, помогая и советами, и с публикациями. Андрей Белый говорил об этом салоне, что в нём «воистину творили культуру. Все здесь когда-то учились».
Кстати, дом на Литейном, 24 является одним из самых «литературных» в Петербурге. В разное время, помимо Мережковского и Гиппиус, здесь жили Бродский, Пестовский (Пяст) и Лесков. Здесь же действовала литературная студия под руководством Гумилёва.
Паллада Олимповна Богданова-Бельская
Адрес салона: Фонтанка,126.
Ещё одна «светская львица» Серебряного века Паллада Олимповна была не только талантливой поэтессой, но и прирождённой сердцеедкой. Из-за неё убивали на дуэлях, а о её романах шептался весь Петербург. А за свою жизнь Паллада меняла фамилию четыре раза, с каждым новым замужеством.
Перед революцией её квартира в доме на Фонтанке стала прибежищем для многих поэтов. Которые позже не раз упомянули Палладу Олимповну в своих стихах.
Княжна Саломея Андроникова
Адрес салона: 5-я линия В. О., 62.
Саломея Николаевна происходила из древнего рода кахетинских князей и родилась в Тифлисе. После учёбы в Санкт-Петербурге осталась здесь и вышла замуж. Но брак сложился неудачно, и она съехала от мужа в квартиру на Васильевском. Здесь Саломея и «открыла» литературный салон.
Она была дружна с Гумилёвым, Ахматовой, Радловым, Мандельштамом. Последнему даже приписывают роман с Саломеей. Вот как её литературный салон вспоминает писательница Тэффи:
«Украшением синих вторников была Саломея Андроникова, не писательница, не поэтесса, не актриса, не балерина и не певица — сплошное «не». Но она была признана самой интересной женщиной нашего круга…»
Без сомнений, это далеко не все известные хозяйки литературных салонов. Аделаида Герцык, Лидия Зиновьева-Аннибал, Лиля Брик, «Красная баронесса» Варвара Икскуль фон Гильдебрандт и многие заслуживают не меньше внимания. Но на рассказ обо всех «светских львицах» Серебряного века не хватит и десятка статей.
Комментарии