Хороших новостей немного. Только, пожалуй, в Кудрово. Больше миллиона проблемных квадратных метров обнаружено в Ленобласти. Власти не в состоянии справиться с этими недостроями. Дольщики голодают. Застройщиков сажают.
Июль выдался богатым на скандалы и плохую погоду. Никаких перемен после введения новых правил долевого строительство не произошло — большинство застройщиков смогли продолжить продавать квартирный воздух по старинке. Банки особо не рвутся участвовать в опасном бизнесе — стройке. Они и так отлично живут, зарабатывая триллионы рублей на кредитах для россиян, которые становятся все беднее. Государство, возможно, даже начнет субсидировать первоначальный взнос для ипотеки — тем, кто не может его накопить. Программа «ипотека для бедных» — неплохо звучит?
Список бед без побед
«ДОМ.РФ» начал собирать и публиковать список проблемных объектов, разбросанных по всей стране. Масштаб проблемы стал очевидным: более 14 млн кв. м жилья уже попали в реестр (часть — из-за нарушения сроков сдачи более чем на полгода), более 500 застройщиков обанкротились. И цифра эта неокончательная. А пока известно, что, к примеру, 1,3 млн кв. м жилья, которое строится или строилось в Ленобласти, оказалось в зоне риска. В Подмосковье — более 3 млн! Интересно посмотреть на цифру, сколько было украдено денег у дольщиков. Ранее называлась сумма в 3,7 трлн рублей, которые потребуются для достройки проблемных объектов.
Голод в стиле Normаnn
Триллер разворачивается вокруг достройки объектов компании Normann, которую объявили банкротом. Кто будет достраивать жилые комплексы, не известно, на какие деньги — тоже. Дольщики объявили голодовку, требуя, чтобы глава компании Виктор Смирнов передал инвестору документы на недострои. А глава компании не хочет. В последний день июля его задержали правоохранительные органы. Голодные дольщики смогли поесть с чувством выполненного долга.
Эскроу не пройдет
Бума на эскроу-счета и проектное финансирование с 1 июля не наблюдается. Схема, благодаря которой стало бы невозможно плодить обманутых дольщиков, пока что работает не для всех: по старой схеме возводится около 60 млн кв. м жилья. Так что теоретически для обмана остается ещё куча возможностей.
Меж двух огней
Из хороших новостей. В Кудрово расширили транспортную магистраль от железнодорожных путей до проспекта Солидарности, на границе между Ленобластью и Петербургом. Событие, конечно, не сравнимо с постройкой Крымского моста, но для жителей Кудрово — это победа над транспортными проблемами. Не всеми, естественно. Как вспоминают горожане, до этого они «жили в пробках». Минимум час стояли по дороге на работу, ещё час — по дороге домой. СМИ пишут, что расширение было проведено незаконно. А петербургские чиновники уверены, что теперь пробка из Кудрово переместится на дороги Невского района. В общем, как известно, у медали две стороны.
Ипотека бьет тревогу
Ипотечное кредитования остаётся драйвером спроса. Денег у россиян больше не становится, запасы таят, а банки с большим удовольствием кредитуют. Ипотека — самый выгодный актив, который не несёт для банков практически никаких рисков. Даже в случае, если дом не строится, заёмщику всё равно придётся оплачивать кредит.
И вот будучи драйвером для беднеющего населения, ипотека стала терять свою популярность — даже снижение ставок в этом году не смогло изменить отрицательную динамику выдачи ипотечных кредитов. Банкиры на условиях анонимности говорят, что такого спада запросов на жилищные кредиты в последние годы не было.
Три станции
Редкое в Петербурге событие — скоро введут в строй сразу три новые станции метрополитена. По последним данным, станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» запустят уже к сентябрю. Хотя петербургские чиновники, да и метростроители уже не первый раз обещают, но нельзя их винить, привычка выполнять обещания у них в крови. Зря, конечно, что сразу три станции собираются открыть, можно было этот процесс растянуть на три года, по одной в год. И каждый год праздник, разрезание ленточки, красивые слова о развитии транспортной инфраструктуры, премии. Тем не менее хочется особо порадоваться за работников автозавода Toyota, которые получат в пешей доступности станцию метро.
Комментарии