По мнению экспертов штрафная и налоговая нагрузка в строительной отрасли в 2015-м и начале 2016 года увеличилась в сравнению с предыдущими периодами. В то же время кризис все-же заставил власти зашевелиться и начать решать наиболее животрепещущие вопросы как для застройщиков, так и простых граждан.
В общем и целом нагрузку эту стоит воспринимать не только как фактор дополнительного «обременения» застройщиков, которым в нынешние времена и так не сладко, а как очередную и, будем надеяться, результативную попытку регулирования первичного рынка жилья.
Налоги, ограничения...
Начнем с самых актуальных нововведений 2015-начала 2016 гг.
С 01 марта 2015 года вступили в силу поправки в Земельный кодекс РФ. Их суть состоит в том, что уполномоченные органы вправе предоставить земельные участки под строительство строго на срок от 3 до 10 лет. Если на земельном участке находится объект незавершенного строительства, а срок аренды истек, уполномоченный орган в течение 6 месяцев вправе в судебном порядке потребовать изъятие такого объекта и его продажи с публичных торгов. Застройщику придется собирать документы, подтверждающие, что завершить строительство до конца срока договора аренды он не смог не по своей вине, а по вине уполномоченных органов, при этом компании не обойтись без судебных разбирательств и издержек. «Очевидно, что государство эти поправки внесло только лишь с целью увеличения налоговых поступлений в региональные бюджеты» - говорит представитель строительной компании «БФА-Девелопмент» Татьяна Стукань.
С 1 января 2016 г. на основании ст. 378.2 Налогового Кодекса РФ и Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций» от 18.11.2015 г. введен налог на жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе общества в качестве объектов основных средств в размере 1% от кадастровой стоимости. По словам представителей «БФА-Девелопмент» «дополнительная налоговая нагрузка для компании в связи с введением этих изменений увеличится в 2016 году не менее чем на 10%».
Еще одна поправка заработает с середины будущего лета и касается она прозрачности работы участников строительного рынка. На основании п.1 ст.13.19.2 КоАП РФ с 1 июля 2016 г. для компании-застройщика установлен штраф в размере 100 тыс. руб. за неразмещение или несвоевременное размещение необходимой информации в государственной информационной системе (ГИС). А также размещение информации не в полном объеме или заведомо искаженной.
Самой большой проблемой по мнению участников рынка остаются «обременения» в виде сопутствующего строительства объектов социальной инфраструктуры - детских садов, школ, поликлиник и т. д. Вопрос компенсации властями затрат на возведение этих объектов и их ввод в эксплуатацию не решен до сих пор. «Если правительством Петербурга будет все-же утверждена форма передачи соцобъекта в виде «подарка» городу или отказ от объекта в пользу города, то налоговая нагрузка на девелоперов увеличится в десятки раз, ведь расходы на так называемые «подарки» не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль...» - комментирует Татьяна Стукань.
«Лакуны» ЖСК
Важные регулирующие изменения прошлого года коснулись самого непрозрачного, по мнению экспертов, способа привлечения денежных средств покупателей на строительство — договоров ЖСК. Согласно нововведениям в Федеральный закон № 236-ФЗ от 13 июля 2015 года, жилищно-строительный кооператив теперь обязан по запросу уполномоченных органов предоставлять информацию о своих пайщиках, а власти, в свою очередь, получили право проводить плановые проверки ЖСК несколько раз в году. Раньше это было возможно только в рамках заведения уголовных дел. Отметим также, что основанием для проверок и последующих штрафных санкций по отношению к застройщику могут стать как обращения граждан, так и требования государственных силовых структур.
Не шуми, оштрафуют!
На фоне возможных глобальных изменений «правил игры» в долевом строительстве связанных с поправками в ФЗ-214 (уже поддержанных ГосДумой РФ), последние новости о повышении штрафов выглядят несколько блекло. Однако, и эти поправки могут отразиться в результате на стоимости квадратного метра. В соответствии с Федеральным законом о тишине и соответствующим региональным законодательством, для юридических лиц застройщиков, нарушающих строительными и погрузочными работами тишину и покой мирного населения в неурочное время с 2016 года штрафы составят до 500 000 рублей. Уточним, что неурочными городской закон Санкт-Петербурга называет ночные часы с 22.00 до 7.00 утра, а также выходные и официальные праздники с 7.00 до 12.00). Ранее штрафные санкции для юрлиц находились в пределах 10 000 - 15 000 руб.
Ленобласть включит «светофор»
Весьма резонансное нововведение подготовили для девелоперов власти Ленинградской области. На Съезде строителей в феврале было объявлено, что вся территория региона будет поделена, как светофор, на три зоны: красную, желтую и зеленую, в целях дальнейшего регулирования правил землепользования и застройки.
«Красная зона» - здесь перевод земель под новое строительство жилья будет запрещен, а в целях комплексного развития этих территорий областное Правительство будет заключать соглашения с застройщиками, которые одновременно со строительством жилья будут обязаны возводить объекты социнфраструктуры, развивать уличную и дорожную сети, а также объекты безопасности — пожарные депо и опорные пункты полиции.
В «Желтой зоне» предусмотрена возможность перевода земель в состав поселений при определенных инфраструктурных условиях и в рамках действия региональной программы «Социальные объекты в обмен на налоги» в ее нынешнем форме.
«Зеленая зона» — территория, где для градостроительной деятельности не вводится дополнительных ограничений.
Чиновники областной администрации отметили, что граница «красных», «желтых» и «зеленых» зон будет проходить по муниципальным образованиям. По их словам, в «красную» зону однозначно попадут Мурино, Девяткино, Бугры, Всеволожск и Кудрово. «Желтую» зону составят южные территории с городами Гатчина, Тосно и др. «Зеленой» будет остальная территория Ленинградской области.
После совещаний со строительным бизнесом региональные власти представят схему на суд общественности к середине марта, а действовать она начнет ориентировочно в июне нынешнего года, одновременно с отменой моратория на изменения проектов планировок территорий (ППТ), который работает с октября 2015 года.
«Соцобъекты за счет застройщиков»
Сегодня в Ленинградской области действует программа «Социальные объекты в обмен на налоги», согласно которой до 70% отчислений застройщиков в региональный бюджет идет на выкуп у них детских садов и школ. По состоянию на февраль 2016-го на налоги девелоперов уже выкуплено семь объектов. В Санкт-Петербурге ситуация гораздо хуже - там почти все девелоперы вынуждены строить социальные объекты целиком за свой счет, а затем по сути дарить их городу. Однако и в области пока не все гладко. По словам губернатора Александра Дрозденко, в течение 6 лет у строительных компаний власти должны выкупить 60 объектов социнфраструктуры на сумму почти 15 млрд рублей (более 2,5 млрд рублей в год). В 2015 году областной бюджет получил от застройщиков лишь около 2 миллиардов налогов. «Из них на выкуп пойдет примерно 1,4 млрд руб.», — сообщил глава Ленобласти. А дефицит чиновники покроют опять за счет застройщиков.
Мнения экспертов
Вырастет ли налоговая и штрафная нагрузка для застройщиков в 2016 году и как действовать участникам рынка в этих условиях? С этими вопросами мы обратились к экспертам.
«Пока новых официальных заявлений по введению налогов и увеличению размеров штрафов нами не отмечено. Однако, стоит учитывать, что в текущей непростой рыночной ситуации, государственные власти уже идут навстречу девелоперам, например, продлив до конца 2016 года субсидированную ипотеку и предложив более льготные условия по кредитованию строительного бизнеса» — отмечает директор Департамента консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья» Екатерина Артёмова.
По словам Татьяны Стукань (СК «БФА-Девелопмент»), «очевидным вариантом покрытия возросшей налоговой и штрафной нагрузки станет рост темпов строительства и ввода нового жилья, а также активное использование всех известных способов стимулирования потребительского спроса. Тем не менее, этот путь не всегда правильный. Чтобы уменьшить штрафную нагрузку застройщика, нужны в первую очередь четкие правила игры, равная ответственность для всех игроков рынка. Зачастую от скорости принятия чиновниками того или иного решения зависят темпы строительства, размер налоговых отчислений, размер штрафов».
Мнение читателей
Как показали результаты опроса в группе Novostroy.su «Вконтакте» большинство читателей (48,1%) высказались за ужесточение требований властей к застройщикам в кризисный период, так как именно сегодня необходимы дополнительные меры защищающие дольщиков. 22,2 % считают, что последние поправки в ФЗ-214, а также новые налоги и штрафы способны остановить работу добросовестных строителей. Еще 25.9% респондентов уверены, что из-за дополнительных затрат девелоперов вырастет стоимость квартир.
Комментарии