Ё-мобиль – инновационный российский гибридный автомобиль, где в качестве моторного топлива можно использоваться как бензин, так и газ (метан). Завод по производству ё-автомобилей возводится в индустриальном парке «Марьино». За этим названием стоит проект развития территории в 1,5 км от КАД, на границе с Ленинградской областью в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга.
В качестве главного источника энергии планируется использовать двигатель внутреннего сгорания (ДВС) мощностью 60 л. с., соединенный с электрогенератором.
Производителем проекта «Ё-мобиля» является совместное предприятие «Ё-Авто», 49% которого принадлежат ЗАО «Яровит Моторс», а 51% – группе «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова (участника президентских выборов в марте 2012 года). Инвестиции двух вышеназванных компаний в разработку и организацию серийного производства озвучиваются в размере 150 млн евро.
Завод по производству ё-автомобилей возводится в индустриальном парке «Марьино». За этим названием стоит проект развития территории в 1,5 км от КАД, на границе с Ленинградской областью в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. На площади 130 га организована промышленная зона с централизованным управлением, предназначенная для размещения современных производственных предприятий. Собственником этого земельного участка является инвестиционный фонд недвижимости «Промышленная недвижимость». «ВТБ Управление активами» является управляющей компанией фонда. На период с 2012 по 2015 гг. здесь предполагается открыть 10-30 новых промышленных предприятий. Российским и зарубежным промышленникам предлагаются к продаже земельные участки площадью от 2 га. Помимо производства ё-мобилей, на этой территории строятся завод по производству автокомпонентов «Техноэксим» и завод по производству грузовых автомобилей «Яровит моторс».
Производительность первой очереди завода, на котором будут собирать ё-мобили, обозначается количеством 45 000 автомобилей в год. Изначально запуск первой очереди был запланирован не позднее 1 сентября 2012 года. После запуска второй очереди объем производства планировалось удвоить. Однако на пресс-конференции в мае 2012 года Михаил Прохоров заявил, что открытие завода состоится в начале 2013 года.
Стоимость автомобиля будет, в зависимости от комплектации, от 450 000 до 490 000 рублей. Ранее заявлялась цена от 360 000 рублей.
В мае 2011 руководством проекта озвучивались также планы по организации производства на площадке московского завода «ЗиЛ» – в дополнение к собственному заводу в Марьино. Кроме того, директор компании «Ё-авто» Андрей Бирюков заявлял, что есть предложения о размещении заводов ё-мобилей в Украине, Белоруссии, Казахстане, Дании и Чехии.
На данный момент планируется, что первыми автомобилями, сошедшими с конвейера в Санкт-Петербурге, станут кроссоверы – на эту модель поступило около 85% предзаказов. Известно, что двухтопливный ДВС, установленный на «ё-мобили» в первых сериях, будет импортного производства (предположительно Fiat). Выпуск заводом ё-мобилей с кузовами «хэтчбек» и «фургон», вероятнее всего, начнется позже.
Этапы проекта
Апрель 2010 г. – российская инвестиционная группа ОНЭКСИМ и российско-белорусский ЯРОВИТ Моторс, проводят первую презентацию совместного выпуска легковых городских автомобилей и объявляют о старте проекта. Для его реализации создана компания ООО «Городской автомобиль» (позже переименованная в «Ё-авто»).
Октябрь 2010 г. – вторая презентация новых автомобилей. Показано два 4-хместных варианта, исполненных на одной платформе (городской «хэтчбек», предназначенный для семейного использования, и компактный внедорожный кросс-спорт-купе, ориентированный на молодежь).
Ноябрь 2010 г. – выбран окончательный вариант названия – «Ё-мобиль». Также обнародован фирменный логотип.
Февраль 2011 г. – Михаил Прохоров объявляет предварительные сроки завершения процедуры сертификации – май 2012 года.
Апрель 2011 г. – в Смольном вице-губернатор Михаил Осеевский от имени правительства Санкт-Петербурга подписывает соглашение, из которого следует, что в индустриальном парке «Марьино» появится завод «Ё-Авто». Запуск первой очереди датирован 1 сентября 2012 года.
Май 2011 г. – запущен сайт компании «Ё-Авто», где начинается приём предварительных заказов на ё-мобили. (Эта форма работает и по сей день; стоит однако уточнить, что предзаказ не предполагает оплату, поэтому не является договором на покупку).
Июнь 2011 г. – церемония заложения первого камня на место будущего завода.
Сентябрь 2011 г. – на Франкфуртском автосалоне демонстрируется новый концепт ё-мобиля и обновленный ё-кроссовер.
Апрель 2012 г. – бренд «Ё» занимает первое место в номинации «Новый проект, товар или услуга»» на церемонии «БРЭНД ГОДА/EFFIE 2011».
Комментарий
Около 190 000 оставивших заявки на сайте, а также интересующиеся и сочувствующие ждут окончания строительства завода «Ё-мобиль» в Петербурге. Разработчики, однако, не балуют своих потенциальных покупателей сведениями о состоянии стройки в Марьино. Информационный голод породил инициативу: с декабря 2011 года на портале Youtube частным лицом публикуются видеоролики об актуальном положении дел на месте будущего завода – своеобразный дневник строительства. На последних видео, в частности, можно невооруженным глазом наблюдать, что до установки оборудования еще далеко. Автором видеоканала предположительно является наемный рабочий на стройке. В конце мая 2012 появилась информация, что руководство «Ё-Авто» запретило частникам предоставлять общественности материалы, имеющие отношение к ё-мобилю.
Некие телодвижения замечены на сайте Livejournal на страничке с названием «Официальный блог ё-авто»: в январе 2012 года здесь появился список вакантных должностей, создающих впечатление, что, несмотря на сдвиги срока открытия завода, процесс не стоит на месте.
Тем не менее, если вынести за скобки политический пиар-контекст этого ноу-хау, перспективы проекта (как успешное окончание строительства завода, так и продажи ё-мобилей) туманны и несколько сомнительны. Эксперты вспоминают электрокар Nissan Leaf в США: машины вызывали огромный интерес на момент приема предзаказов (13 000 заявок за несколько месяцев), но по факту немногие жители Соединенных Штатов приобрели необычное авто.
Местоположение | Индустриальный парк «Марьино», Петродворцовый район Санкт-Петербурга, в 1,5 км от КАД |
Производитель | Предприятие «Ё-авто» |
Открытие завода | Январь-февраль 2013 года |
Количество машин в год | 45 000 |
Количество поданных заявок | Около 189 000 |
Цена ё-мобиля | От 450 000 рублей |
Комментарии