Программа реновации должна последовательно развиваться в течении трёх десятков лет. Первый год должен принести городу утверждение проектов развития первых двух кварталов, включенных в программу: «Конюшенная» и «Северная Коломна- Новая Голландия». То, какими они станут после решит высокое жюри и все жители города.
В ходе этапов конкурса, объявленного властями города, будут утверждены несколько самых интересных, рациональных и уместных финансово проектов. Затем их выставят на общее голосование на сайтах районов Петербурга на год. Набравшие наибольшее количество голосов проекты станут новой архитектурной реальностью.
Проекты включают как весьма смелые разработки, так и вполне рациональные решения. Общей тенденцией можно назвать увеличение «пеших» зон и желание «спрятать» магистрали в подземные тоннели. Хотя есть и проекты без таких глобальных изменений.
Всего на конкурс представлено 11 мастер-планов. В ходе конкурса, как сообщают в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), продолжающие участие проекты видоизменяются архитекторами с учетом пожеланий экспертной комиссии, так после первого этапа из них исчезли самые неоднозначные моменты. Например, архитектурная мастерская Литвинова оставила идею вынесения захоронений с Марсова поля с тем чтобы построить там амфитеатр для общественных мероприятий. Однако, проекты по-прежнему полны как интересных решений, так и не вполне рациональных прежде всего с финансовой точки зрения.
«Конюшенная» - первый квартал программы, находящийся между Конюшенной площадью, Невским проспектом и четырьмя набережными (Дворцовая, Лебяжьей Канавки, реки Мойки и канала Грибоедова). Одной из общих тенденций реновации этого района стало создание большего «пешего» пространства. Проекты развитием квартала представили Санкт-Петербургская архитектурная ассоциация А.А. Литвинова», компания «А.Лен» и «Генпроект».
Компания «Генпроект» предложила сделать пешеходными Малую Конюшенную и Миллионную улицы, а также создать зоны для прогулок и общественные пространства рядом с Дворцовой набережной и каналом Грибоедова. Автопотоки архитекторы предлагают «спрятать» под Марсовым полем и Конюшенной площадью, то есть дать больше «воздуха» пешеходам. Компанией запроектировано около 30 километров велодорожек в центральных районах города. В пояснительной записке мастерской сообщается, что в ключевых точках маршрутов расположатся велоцентры — здания, где можно будет оставить ТС, принять душ и сменить одежду. На местах дорог вырастут, согласно проекту, скверы и будут созданы 35,1 гектаров пешеходных и прогулочных зон, а 23,9 из них подвергнуться озеленению.
Компания «А.Лен» также предлагает освободить площади от машин, а именно — создать сеть велозон и прогулочных зон между Зимним Дворцом и Марсовым полем, сделать пешеходной улицы Большая Конюшенная, а автопоток пустить в подземном тоннеле. Малую Конюшенную архитекторы компании представили спрятанной в крытую галерею, как продолжение подземного перехода через Невский проспект близ Казанского собора. Так в городе бы появилось новое общественное пространство — крытый «прогулочный» маршрут. Марсово поле предлагается архитекторами функционально оформить как подземный и наземный паркинг, где свои машины могли бы оставить горожане, приехавшие в центр на машине.
Мастерской Литвинова был предложен проект, который включил еще более масштабные идеи. Архитекторы предлагают сделать Дворцовую набережную «вторым» невским проектом, закрыв там автомобильное движение и отдав зону пешеходам и креативному малому бизнесу. Транспорт же предлагают пустить по подводному тоннелю вдоль Дворцовой набережной. Как поясняют авторы проекта, данная идея не иновационна, но сегодня технические возможности позволяют воплотить её в короткие сроки и с наименьшими денежными издержками.
«Коломна - Новая Голландия» занимает примерно 67,78 гектаров и находится между площадью Труда, улицами Труда, Глинки, Декабристов, Союза Печатников, Лермонтовским проспектом и набережными, в том числе — Английской, реки Мойки и Пряжки, Крюкова и Новоадмиралтейского канала. Развитием квартала заинтересовались мастерские «Горпроект», «Генпроект», «А.Лен» и «Спектрум-Холдинг». Точкой опоры всех проектов стала реконструкция острова «Новая Голландия», возведение второй сцены Мариинского театра, открытие Военно-морского музея и открытие новой ветки метро. Характерным для всех конкурсантов как и в случае с районом «Конюшенная» - минимилизация автопотока и создание большего числа пешеходных и прогулочных зон.
Каждая мастерская предложила что-то особое. Задумка «Горпроекта» (генпроектировщика «Лахта-Центра») - расположить экспонаты Военно-морского музея в новой пешеходной зоне вдоль набережной Крюкова канала: корабельные пушки, мины, подводные лодки, реплики небольших парусных судов. Концепция предполагает, что новая пешеходная зона, оснащенная по обеим берегам канала спусками к воде, где смогут причалить водные такси и катера, станет ключевым объектом территории, местом, более всего интересным для арендаторов первых этажей: сувенирных магазинов, бутиков, баров, ресторанов, где можно будет обустроить и летние кафе под открытым небом.
Открытие новой станции метро «Театральная» обязывает открыть и перехватывающую стоянку. И самым подходящим местом в округе компания «Горпроект» сочла стадион Университета имени Лесгафта. Концепция предусматривает строительство на территории стадиона многоуровневого паркинга на две тысячи машин, на крыше же 15-метрового паркинга предлагают обустроить футбольное поле, беговые дорожки и открытые трибуны. Второй паркинг на несколько тысяч машиномест по мнению авторов концепции можно разместить под дном Мойки (участок от Крюкова канала до реки Пряжка).
Мастерской «А.Лен» тоже было предложено более функциональное использование территории Университета - предлагают обустроить подземный паркинг (один из пяти в Северной Коломне), а над ним разместить открытые спортивные площадки. По территории Университета , как считают проектировщики, должен проходить прогулочный маршрут, который соединит Новую Голландию с улицей Декабристов и новой станцией метро. Кроме того, архитекторы предлагают сделать открытыми для посещений, по крайней мере днём, скверы и сады Дворца Бобринского и Дворца великого князя Алексея Александровича.
«Генпроект» предлагает проект на основе «единого непрерывно перетекающего озеленения»: вместо разобщенных островков зелени архитекторы хотят создать единый зелёный пояс. Например, садово-парковая зона в Коломне могла бы пройти от Конногвардейского бульвара пересекая Новую Голландию и до участка, ограниченного Мойкой-Декабристов. Архитекторы также предлагают освоение крыш с озеленением, благоустройством и небольшими архитектурными пространствами».
В проекте «Спектрум-Холдинга» также большое внимание уделяется озеленению. Одно из главных мест концепции занимает идея о реорганизации Университета имени Лесгафта, сносе стадиона и воссоздании Демидова сада метражом до 33 тысяч «квадратов». Помимо этого архитекторы хотят сделать пешеходной зоной площадь Труда и организовать пешеходный бульвар вдоль Крюковских казарм в качестве продолжения Конногвардейского бульвара. Концепция основывается на том, чтобы возвратить людям перетекающие традиционные типы городских пространств — бульвары, площади, переулки, дворы с уникальной историей и новым потенциалом.
Два квартала вместе. Объединить оба квартала в единое целое - такой точки зрения придерживаются дав участника конкурса - «Студия 44» и «Содис». Однако проекты компаний принципиально разные.
«Студия 44» считает. Что объединив «официальную» и немного помпезную территорию «Конюшенная» с более неформальной, интимной и свободной Коломной, город получит мощный синергетический эффект для увеличения привлекательности центра. Данный мастер-план не предлагает возведения дорогостоящих подземных и подводных тоннелей. Для организации единого прогулочного маршрута хватит обустройства пешеходной полосы в 3,5 километра, проходящей по улицам Миллионная и Галерная, которая будет пересекать центр города от Фонтанки до акватории Финского залива. Это предполагает об устройство лишь трёх переходов: через Невский проспект у Дворцового моста, на Сенатской площади и на площади Труда. При это, переходы можно сделать подземными. А можно — и с обычным светофорным регулированием.
Вдоль этой полосы предлагается выделить полосы для езды на велосипедах и электрокарах, а по реке Нева пустить транспорт, повторяющий движение по маршруту. В этом случае на набережной мойки появиться множество причалов и летних кафе, в Круглом рынке, возможно, организуют рыбный рынок, а в Конюшенном дворе — публичная пьяцетта (небольшая площадь, арт-пространство). Самое смелое предложение проекта- переосмысление назначения Адмиралтейства. Его предлагают переоборудовать в отель с тематическими морскими ресторанами и панорамной площадкой наверху. Однако это предполагается лишь на позднем этапе развития центра и только при участии инвесторов.
Группа «Содис» предлагает объединить Конюшенную и Коломну подобным променадом. Однако, это едва ли не единственное сходство проектов, последний из которых менее ограничен экономическими рамками. В задумках авторов возведение двух подземных переходов: один свяжет Дворцовую площадь с Александровским садом, второй- сенную площадь с Конногвардейским бульваром. Архитекторы предлагают переходы, по своей конструкции более походящие на подземные улицы — с ресторанами, торговыми зонами и атриумом. Переход займёт 7,7 тысяч квадратных метров, 4,5 из них, согласно концепции, помещения под аренду. Кроме этого еще два тоннеля в проекте отведены для транспортного потока: один должен принять машины с Английской набережной, второй пройти от площади Труда до улицы Глинки, что разгрузит Благовещенский мост.
В ряду новых объектов, возведение которых предполагает данный мастер-план, атриум на месте Малого Конюшенного двора, напоминающий по архитектуре крытую площадь, который можно использовать для переноса концертов с Дворцовой площади. Перед зданием второй сцены Мариинского театра авторы планируют создание новой площади на месте домов между переулка Матвеева и набережной Крюкова канала: квартал планируют превратить в зелёную площадь с подземным паркингом на тысячу машин, на которой будут проходить концерты и награждения, кинофестивали и праздники и отлично дополнит архитектурный ансамбль Мариинского театра.
Стоит отметить, что в Комитете (КЭРППиТ) подчеркивают, что данные мастер-планы являются лишь предложениями и подлежат дальнейшей доработке, а пока они лишь дают представление о том, как современные архитекторы видят обновлённый центр Санкт-Петербурга. Судьбу проектов, как отмечалось выше, реши жюри, в которое будут включены депутаты, российские и международные эксперты области охраны объектов культурного наследия, архитекторы, деятели искусства и культуры, представители правительства и общественности. Затем отобранные варианты ждёт голосование горожан.
Власти отмечают, что старт реновации центра пока намечен на 2015 год. На 2013 год бюджет программы составит один миллиард рублей, в целом сумма, необходимая для реализации всей программы равна по сегодняшним подсчетам четырём триллионам рублей, сообщает начальник управления стратегического планирования КЭРППиТ Денис Цуканов. На реновацию намерены просить дотацию из федерального бюджета, однако так как план еще не готов, то и заявка пока не отправлена. В целом, программа реновации должна «уместиться» в 30 лет.
Комментарии