В Петербурге могла появиться новая достопримечательность, а туристические буклеты гласили бы о появлении второй Невы. Но почему же не получилось?
Масштабный проект был в планах до кризисного 2008 года. Канал-дублер Невы должен был появиться в Ленобласти и повысить пропускную способность главной реки Северной столицы.
Изначально было пять вариантов того, как пройдет канал:
- Через Вуоксу.
- От Санкт-Петербурга к северу мимо Парголово и Сестрорецка.
- По руслам рек Волхова, Оредежа и Луги.
- По руслам рек Волхова, Шелони и Луги.
- По руслам рек Волхова, Шелони, Черехи и Луги.
В августе 2008 года Леонид Теребнев, руководитель комитета по транспорту Ленобласти заявлял, что маршрут пройдет от южной половины области до порта Усть-Луга. Согласно планам, канал должен был пройти через четыре реки — Свирь, Тигоду, Волхов и Лугу. Протяженность составила бы 340 км, а ширина, пригодная для прохождения судов, — 80 м. Таким был окончательный из так и неосуществившихся вариантов.
Менее чем через год, в феврале 2009 года появился официальный приговор проекту. Вице-губернатор ЛО, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Григорий Двас сказал, что осуществления масштабного проекта маловероятно. С тех пор к теме не возвращались.
За столь недолгое рассмотрение проекта у него появились убежденные противники. Наиболее частая аргументация: дублер задумали те, кто хочет нагреть руки на многомиллионном проекте. Но, возможно, никого не смущала бы коррупция, ставшая частью российского ДНК, если бы не объективные технические трудности. Дело в том, что строительство дублера потребовало бы перестроить почти все автомобильные и железнодорожные мосты через реки, через которые проходил бы канал. Даже ретроспективно было бы странно рассуждать о пользе дублера реки. Кажется, наиболее красноречиво охарактеризовал это всё начальник ГБУ «Волго-Балт» Владимир Николаев: «[Канал-дублер реки Невы] — это фантазии экономистов-недоучек».
Мнение
Канал-дублер Невы видится нам дерзкой затеей властей. Дерзкой со многих точек зрения: экономической, экологической, инфраструктурной. Это тот случай, когда необъятные бюджеты только кажутся таковыми, а целесообразность проекта снижается до нуля. Фантазии нашим чиновникам не занимать — они обязательно придумают что-нибудь еще. Мало, что ли, у нас отмененных проектов?
Комментарии