Американский мост – это группа железнодорожных мостов, соединяющая левый берег р. Невы с Безымянным островом через Обводный канал, тем самым связывая между собой Невский и Центральный районы Петербурга. Находятся мосты на Московской линии Октябрьской железной дороги, недалеко от Московского вокзала. Близлежащие станции метрополитена – «Обводный канал» и «Лиговский проспект».
Свое название группа получила после постройки самого первого моста, прозванного так за конструкцию. Официально все пять переправ назывались Николаевским железнодорожным мостом, и были переименованы обратно в «Американские» 31 декабря 2008 года.
Изначально деревянные мосты, аналогичные нынешним по конструкции, были построены по проекту американского инженера Уильяма Гау в 1840-1850 годах в рамках строительства Николаевской железной дороги. Руководил строительством так же американский инженер Д.В. Уистлер.
Новшество проекта заключалось в металлических элементах - поперечных железных стержнях, которые стягивали деревянную ферму с раскосами, являющуюся мостовым пролетом. Такая технология сделала мосты более прочными и не утяжеляла сооружение. Помощником Уистлера по строительству был русский инженер Дмитрий Журавский, который перепроверил и усовершенствовал систему Гау.
Журавский предложил делать элементы фермы разной толщины, в зависимости от их расположения для равномерного распределения нагрузки на вертикальные тяжи и раскосы.
Это предложение было поддержано Уистлером и, впоследствии, технология была использована во всех мостах на дороге, и вылилась в возведении 278 искусственных сооружений.
Мост через Обводный канал, построенный Уистлером по системе Гау-Журавского, простоял около 30 лет. Решение заменить деревянные мосты на металлическими было принято в 1869 году. Проектными работами занимался российский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения Николай Белелюбский, который систематизировал конструкции металлических форм и предложил новые типовые решения мостов в чем-то перекликающиеся с проектом Гау-Журавского.
В 1906 году с низовой стороны был построен однопутный Американский мост № 2, который располагался вплотную к Американскому мосту, значившийся теперь под номером 1. В 1911 году к американским мостам был добавлен двухпутный мост под литерой Б, в 1913 – двухпутный мост под литерой Е, в 1916 году завершающий композицию – мост под литерой А.
Расположение мостов с запада на восток:
Двухпутный мост под литерой А предназначен для движения пригородных и пассажирских поездов;
Однопутный мост под литерой Е предназначен под соединительный путь между вагонным и локомотивными хозяйствами станции Санкт-Петербург-Главный;
Двухпутный мост под литерой Б предназначен для путей соединяющих Ранжирный и Новый парки; 1-й Американский мост предназначен для движения пассажирских поездов.;
2-й Американский мост соединяет парки А-Н и Б-Н с грузовым двором и перронным парком.
В 2006 году Октябрьская железная дорога начала проводить реконструкцию переправ, которая длилась более 6 лет. Общая стоимость строительных работ за этот период равняется 4,5 миллиардам рублей.
В ходе реконструкции планировалось плановое обновление мостов, их подготовка для использования в составе скоростного участка Санкт-Петербург – Москва, а также перенос за территорию города технических зон, ввиду застройки освобождающихся территорий.
Все работы по переделке мостов на сегодняшний день ведет компания «Мостострой №6».
Основные этапы реконструкционных работ:
22 декабря 2007 года были закрыты на время реконструкции «Американских мостов» набережные Обводного канала. Открытие проезда по каналу произошло 25 декабря 2012 года.
23 ноября 2007 года рядом с мостом под литерой А открылся его дублер, по которому идут первый и третий главные пути на Москву. Старый мост под литерай А должны снести, а на освободившемся месте возвести новый по проекту института «Ленгипротранс». У него будет 2 опоры (у нынешних 6), а длина пролетного строения равняться 101,5 м, что на на 25 метров больше, чем у старого. Для сооружения мостов будут применятся металлические арочные фермы. В дальнейшем на него планируется перевести движение поездов с моста под литерой Б.
Остальные мосты из группы николаевских переходов будут проходить реставрацию по той же технологии, в результате чего должно получиться 5 одинаковых мостов.
С начала мая 2008 года были проведены статические и динамические испытания, по их итогам на мосту было открыто меневренное движение железнодорожного транспорта.
В апреле 2009 года начались работы по реконструкции мостов под литерой Г и восстановлению мостов под литерами А, Е, Б, Г и В.
В июне 2009 года началась реконструкция набережных Обводного канала. По итогам проведенного конкурса, генеральным подрядчиком стало ООО «Флора». Основным фактором, повлиявшим на выбор данной компании, явились низкие цены (3,3 млрд. руб. вместо 4,4 млрд. по оценке города). По плану ООО «Флора» должно было построить автомобильный мост в створе Днепропетровской улицы, часть опор которого по северной и южной набережной были уже возведены Мостоотрядом №75, но, ввиду не исполнения взятых на себя договорных обязательств, контракт с ним был расторгнут, а права на выполнение работ передано компании «Мостострой№6». Объем финансирования составил около 3,978 млрд. руб.
Подрядчик должен был построить мост в створе Днепропетровской улицы, провести реконструкцию моста, проходящего через реку Волковку, и работы по его расширению до 6 полос. Также расширить до 4 и 6 полос проезжую часть обеих набережных, построить два открытых тоннеля на южном и северном берегу, длиной, соответственно, 410 и 525 метров.
Мнение
Реконструкция Американских мостов необходима для улучшения транспортной ситуации, как в городе, так и в районе Обводного канала. Благодаря ремонту увеличится высота пролетов мостов (сейчас 3,7-3,8 м, по нормативам должна быть не менее 4), что позволит большегрузному транспорту беспрепятственно проходить под ними, а также ширина проезжей части (до 6 полос на южной стороне набережной, и до 4 на северной). Таким образом, с помощью реконструкции будет решена основная проблема, а именно устранение мощных транспортных пробок в районе «Американских мостов».
«Американские мосты» находятся вблизи Московского вокзала на Московской линии Октябрьской железной дороги. Ближайшая станция метрополитена - «Лиговский проспект».
Расположение
|
Московская линия Октябрьской железной дороги |
Заказчик
|
КРТИ
|
Подрядчик
|
«Мостострой№6»
|
Стоимость строительства
|
4,5 миллиарда рублей
|
Начало реконструкции
|
2006 год
|
Длительность работ
|
39 месяцев
|
Начало реставрации набережных Обводного канала
|
2009 год
|
Комментарии