Андрей Кирсанов, заместитель генерального директора компании «MR Group», поделился мнением, что изменения в 214-ФЗ не способны решить проблему с обманутыми дольщиками, однако они вполне могут привести к к росту цен на недвижимость и, как следствие, к снижению объемов жилищного строительства. Кроме того, эксперт считает, что продление программы госсубсидирования ипотеки можно оценить как «пожарную меру», но есть и более эффективные способы поддержки отрасли
Novostroy.ru: Как вы оцениваете изменения законодательной базы в сфере недвижимости? Нет ли у вас опасений о развитии прослойки «серых» сделок на рынке на фоне ужесточения закона о ЖСК и 214-ФЗ? Видите ли вы пути, по которым недобросовестные игроки рынка смогут обойти свои обязательства?
Андрей Кирсанов: Декларируется, что изменения в 214-ФЗ необходимы для решения проблемы «обманутых дольщиков». В соответствии с 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан допускается только:
-
на основании договора участия в долевом строительстве;
-
путем выпуска жилищных сертификатов;
-
жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами.
Помимо перечисленных, на рынке действуют и другие «схемы» - векселя, договоры соинвестирования и т.д. При этом никто не проводил никаких анализов способов привлечения денежных средств граждан, ставших «обманутыми дольщиками».
Проще для достижения внешнего эффекта заботы о гражданах усилить меры по правовому регулированию договора долевого участия в строительстве. Сложнее – провести анализ причин и принять меры, направленные на исключение или более жесткое регулирование тех способов привлечения денежных средств граждан, которые приводят к появлению «обманутых дольщиков».
Сам законопроект подготовлен на высоком технико-юридическом уровне. Однако он не решит проблему «обманутых дольщиков», приведет к росту цен на недвижимость и, как следствие, к снижению объемов жилищного строительства. Весьма вероятно, что некоторая часть застройщиков перейдет от договоров долевого участия в строительстве к другим «схемам» привлечения денежных средств граждан, а это, в свою очередь, может повлечь увеличение количества «обманутых дольщиков».
Novostroy.ru: Может ли, по Вашему мнению, ужесточение требований к застройщикам привести к монополизации рынка первичной недвижимости крупными компаниями?
А.К.: Да, такое развитие событий можно прогнозировать.
Novostroy.ru: Если допустить такой сценарий, как монополизация скажется на ценах на жильё, качестве проектов, доступности жилья для нуждающихся?
А.К.: Рост цен на жилье потенциально заставит застройщиков экономить и может пострадать качество. Жилье станет доступным лишь для обеспеченной части населения России.
Novostroy.ru: Как вы оцениваете решение властей о продлении программы госсубсидирования ипотеки? Какие механизмы могут быть введены государством для поддержки отрасли в качестве альтернативных мер?
А.К.: Решение властей о продлении программы госсубсидирования ипотеки можно оценить как «пожарную меру», направленную на поддержание и граждан, и строительной отрасли.
Можно предложить и другой вариант:
В целях государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования предлагается дополнить перечень основных операций, по которым устанавливаются ставки ЦБ РФ, специальной ипотечной ставкой - назначение: развитие ипотечного жилищного кредитования; инструмент: ипотечные жилищные кредиты. Ставку ипотечного жилищного кредитования предлагается установить на уровне 3-4%, для конечного потребителя размер ставки ипотечного кредита должен быть 7-8%.
Это позволит:
-
Повысить доступность ипотечных жилищных кредитов.
-
Не тратить деньги из бюджета на субсидии по процентным ставкам.
-
Дать россиянам реальный шанс приобрести жилье.
-
Сохранить рабочие места (1 рабочее место на стройке - это 10 рабочих мест в смежных отраслях), что особенно важно в условиях кризиса.
При этом необходимо установить основные ограничения предоставления ипотечных жилищных кредитов с применение предлагаемой ставки:
-
Только для оплаты по договорам долевого участия.
-
Только для строительства многоквартирных домов.
-
Только для жилья эконом-класса с установленным ограничением по стоимости квадратного метра для конкретных субъектов Российской Федерации.
Возможны дополнительные условия предоставления кредитов по предлагаемой ставке, например:
-
Ограничения по возрасту заемщиков: надо поддерживать молодые семьи.
-
Для проектов комплексного освоения территории.
-
Для проектов развития застроенных территорий.
-
Для проектов реновации промзон в мегаполисах.
-
Введение квалификационных требований для застройщиков, привлекающих денежные средства граждан по договорам долевого участия в строительство многоквартирных домов (например: 5-10 лет на рынке и т. п.).
Ипотечные жилищные кредиты с применение предлагаемой ставки должны быть общедоступны, т.е. их предоставление не должно регулироваться органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для справки:
-
В настоящее время Банком России установлены процентные ставки по 5 основным операциям.
-
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России (статья 3 ФЗ «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)»).
Novostroy.ru: Планируете ли Вы присоединиться к программе по ипотечному кредитованию АИЖК через застройщиков? Какие требования предъявляет к застройщикам агентство? Как эта программа, по Вашему, могла бы сказаться на уровне продаж в Ваших проектах?
А.К.: Мы входим в число первых застройщиков, которые заключили с АИЖК такое соглашение.
Novostroy.ru: Каким образом, на ваш взгляд, отразится на инвестиционных покупках изменение Налогового кодекса, касающееся срока владения квартирой, который необходим для ее продажи без налоговых обременений? С 1 января 2016 года он был увеличен с трех до пяти лет (если собственник захочет реализовать свою недвижимость до этого срока, то ему придется заплатить 13% НДФЛ).
А.К.: Это может осложнить жизнь тем, что хочет улучшить жилищные условия скорее, чем спустя 5 лет после покупки предыдущего жилья.
Комментарии