За первое полугодие 2020 года транши из городского бюджета на строительство социальной инфраструктуры превысили 7,8 млрд рублей, в том числе в рамках Адресной инвестиционной программы — 7 млрд рублей. Это, отмечают в Комитете по строительству, в два раза больше чем было освоено в первом полугодии 2019-го года: тогда израсходовали 3,4 млрд, в том числе по АИП – 3 млрд рублей. Однако чиновники отмечают явную нехватку инфраструктуры в городе.
«Комитет по строительству усиленно старается решить проблему накопившегося дефицита учреждений социальной инфраструктуры. Уже к сентябрю город откроет 5 новых школ. До конца года планируется ввести в эксплуатацию 60 социальных объектов, из них 37 объектов в рамках АИП и 23 объекта за счет внебюджетных средств. Сейчас бюджет израсходован на 36%, а в части АИП – на 35%. Формируется новая Адресная инвестиционная программа», — рассказывает Игорь Креславский, председатель Комитета по строительству.
Из-за чего сложился такой дефицит, объясняет Дмитрий Синочкин, шеф-редактор «Недвижимость и Строительство Петербурга»: «По смыслу законодательства, обеспечить граждан местами в детсадах, школах и поликлиниках — прямая обязанность государства (региона). Мы для этого платим налоги. Поэтому каждый новый дом (особенно в новых кварталах) влечет за собой увеличение обязательств бюджета. А чиновникам это, конечно, не нравится. И они примерно с начала 2010-х стараются прямо или косвенно переложить эти обязательства на застройщиков. Или не согласовывают проект, в котором нет детских учреждений в достаточном количестве. Или прописывают строительство соцобъектов в допсоглашении. У одних соглашаются выкупать, других заставляют дарить, третьим строят за счет бюджета. Или начинают обсуждать создание Фонда социальных обязательств (это дополнительные отчисления с каждого квадратного метра). При этом Москва раздражается, потому что «социалка» увеличивает стоимость жилья. Значит, его меньше покупают и меньше строят. Регулярно появляются требования: перестаньте вешать социалку на застройщиков! Региональные власти кивают… и продолжают. Потому что денег не хватает».
Однако положительные примеры есть. В Ленобласти, отмечает эксперт, для урбанизированных территорий вполне успешно используют схему «социалка в обмен на налоги».
Еще один важный вопрос, по мнению Синочкина, сколько на самом деле нужно социальной инфраструктуры: «Это достоверно не известно. Например, темпы строительства детских садов в целом по городу сильно опережают прирост количества детей. (Потому что садики в центре по-тихому приватизировали, продавали и пр.) Есть еще частные ДОУ. Нормативы (столько-то мест на жителя) в целом понятны, но специфику каждого конкретного квартала не отражают. Особенно в пограничных районах, на границе города и области».
Есть в городе и социальные долгострои, если изучить АИП 2020 года, то в 2013-2015 годах приступили к проектированию или строительству как минимум 30 объектов — это школы, детские сады, медучреждения для взрослых и детей в разных районах города. Отметим, что большую часть долгостроев все-же надеются ввести в эксплуатацию в текущем году.
«Это неизбежное следствие закона о госзакупках: если главный критерий — цена (а не опыт работы и не список сданных объектов), то заказчик неизменно будет натыкаться на недобросовестных подрядчиков. На первом этапе главное — «застолбить» объект. Потом можно попробовать сэкономить (на материалах, на привлечении мигрантов и пр.) Или попытаться договориться о допработах, об увеличении сметы. Получается не всегда. Сейчас законодательство меняется — будут конкурсы, с увеличением веса неденежных критериев», — полагает Синочкин.
Комментарии