Чиновники обязаны будут в «дорожных картах» указывать перечень проблемных домов и недобросовестные компании, количество обманутых граждан, а также меры, способы и сроки восстановления их прав не только в случае, если люди приобретали квартиру по ДДУ (дольщики), но и через жилищно-строительные кооперативы. Распоряжение об этом подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
Кроме того, в «дорожную карту» будут добавлены сведения о нежилых помещениях, например, о кладовках и машино-местах, которые приобрели граждане. В распоряжении также указано, что руководители регионов должны обновлять план-график один раз в квартал и размещать его в единой информационной системе жилищного строительства на сайте наш.дом.рф. Это должно позволить гражданам следить за актуальной информацией о ходе строительства проблемных домов.
«Так сложилось, что объекты, права на которые приобретались через покупку пая в кооперативе, шли по «другому списку» — не как долевое строительство. На ЖСК не распространялись многие ограничения «долевки», меньше было отчетности, но и доверия к этой схеме было меньше. Например, получить кредит застройщику было труднее. В начале 10-х годов в регионе по «кооперативной» схеме строилось около 10-20% объектов. И эта доля сокращалась. Областные чиновники публично заявляли о рискованность такой схемы», — комментирует Дмитрий Синочкин, шеф-редактор «Недвижимость и Строительство Петербурга».
Однако постепенно, с накоплением количества «долгостроев», кооперативы стали использоваться в другом качестве: ЖСК создавали из потерпевших и передавали им права на объект.
«Сегодня у нас нет информации, сколько в области осталось «первичных» ЖСК, сколько появилось «вторичных» (из дольщиков). А есть ведь еще (по крайней мере, в Петербурге) «льготные» ЖСК — из военных, бюджетников и пр. На федеральном уровне сначала вообще не видели пайщиков в составе потерпевших, потом (вроде бы) приравняли их к дольщикам; в феврале 2020-го ДОМ.РФ вдруг объявил, что денежные компенсации членам ЖСК выплачивать не будут. То есть: исторически пайщиков власть видела больше инвесторами, дольщиков — больше покупателями. И был создан Фонд защиты прав дольщиков, а не пайщиков… Постепенно эта разница выравнивается — все «влетели», в общем», — отмечает Синочкин.
В Госстройнадзоре Ленобласти Novostroy.su сообщили следующее: «Мы полностью ориентируемся на федеральное законодательство, когда называем какой-либо строящийся объект проблемным. Для ФЗ-214 законодатель очень четко определил критерии-просрочка передачи квартир более полугода или введение процедуры банкротства. В таком случае застройщик попадает в категорию проблемных, ЖК занимает место в Едином реестре проблемных объектов — ЕРПО. С объектами ЖСК все немного сложнее, так как руководство кооператива может без последствий, пеней и штрафов переносить сроки сдачи дома. В этом случае несомненным критерием является только банкротство ЖСК. Мы подчеркиваем, что речь идёт о «первичных ЖСК», где деньги с пайщиков изначально собирали по схеме кооператива, а не о ЖСК, которые были созданы в процедуре банкротства объектов с ДДУ. Все первичные ЖСК-банкроты, которые есть в федеральном ЕРПО, находятся и в нашей областной Дорожной карте-это четыре ЖК, мы по ним отчитываемся. Вносить другие ЖСК в Дорожную карту мы можем только после чётких указаний Минстроя о критериях проблемности. Как только к нам придёт нормативный акт, мы поменяем Дорожную карту в случае такой необходимости».
Комментарии