Полномочия Арбитражного суда накануне были расширены. Теперь при обнаружении признаков преступления представители третьей ветви власти обязаны напрямую и официально обращаться к органам следствия.

Законодательная инициатива принадлежит парламенту Ленобласти. Изменение в статью 188 Арбитражного процессуального кодекса РФ уже одобрено Советом Федерации.
Новое полномочие Арбитражного суда предполагает обязанность информировать органы дознания или предварительного следствия в случае обнаружения в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников судебного разбирательства, должностных или иных лиц признаки преступления.
Адвокат и кандидат юридических наук Алексей Люкшин считает, что инициатива принесет положительные перемены. В частности и в сфере контроля за деятельностью застройщиков. По его словам, еще в советские времена существовала подобная практика, когда суд,обнаруживая признаки преступления, сообщал об этом в прокуратуру или следственные органы.
«Сегодня арбитражные судьи, которые рассматривают дела о банкротстве застройщиков, когда видят поддельные документы, сомнительные сделки или иные признаки преступлений, не имеют полномочий подавать представление в следственные органы. Точнее они могут это сделать, но не обязаны. Им не до этого. Теперь же судьи, которые встретят подобные нарушения будут обязаны направить предписание в органы следствия или прокуратуры, где этим будут заниматься. Таким образом мы можем уйти от части криминальных злоупотреблений со стороны организаций - не обязательно даже застройщиков, а вообще участников арбитражного процесса», — пояснил юрист.
Обманутые дольщики в свою очередь хоть перемены и поддерживают, но в действенность предлагаемых мер верят с трудом.
Алла Андреева, гражданский активист и обманутый дольщик ГК «Город» считает, что в целом инициатива неплохая, конечно, если она будет работать: «Не секрет что практически в каждом долгострое есть участие чиновников. Так или иначе они оказываются связанными с застройщиками. Однако все мы знаем, насколько «независимы» наши суды. Я не верю в принципе, что судьи вдруг увидят неких должностных лиц, мешающих процессу. Ведь зачастую, банкротят застройщики сами себя. И управляющих ставят своих. И в каждом практически проблемном объекте есть коррупционная составляющая. То есть свою руку приложили чиновники. У дольщиков и доказательства имеются. Но только их никто не хочет слышать».
Активистка уверена, что решить вопрос с долгостроями поможет только неотвратимое уголовное наказание для застройщика.
С мнением дольщиков согласны и представители Фемиды. По словам адвоката Инны Беляковой, факт внесения указанных изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ на скорость рассмотрения дел о банкротстве застройщика никак не повлияет.
Юрист объясняет это тем, что суды общей юрисдикции, наделенные правом направления частного определения в правоохранительные органы в случае выявления ими признаков преступления, этим правом пользуются крайне редко. И если арбитражные суды пойдут по тому же пути, то предлагаемая сенаторами норма на практике все равно окажется не работающей.
«Руководителей компаний-застройщиков и сейчас привлекают к уголовной ответственности, параллельно рассматривая в Арбитражном суде дела о банкротстве. При этом суд решает вопросы включения дольщиков в реестры требований кредиторов, не дожидаясь, чем закончится соответствующее уголовное дело», — уточняет адвокат.
Комментарии