Из-за новых ужесточений ЦБ банки начинают неохотнее выдавать ипотеку с низким первым взносом. Жителям Шушар продолжают обещать трамвай, новую линию могут протянуть и до аэропорта. Об этом и других новостях читайте в дайджесте от 2 августа.
Ипотечные игры. С начала августа ЦБ повысил надбавки к коэффициентам риска по ипотеке с низким первоначальным взносом в 15%-20%. Если рост в этом сегменте не замедлится, регулятор может вновь увеличить размер надбавок, пишет «ТАСС».
Цель регулятора — «охладить» рынок жилищных займов. По итогам первого квартала количество ипотечных кредитов на новостройки с первым взносом менее 20% выросло с 24 до 45%. (Итоги за полугодие пока не публиковались.) В ЦБ считают, что это опасно и для самих заемщиков, и для устойчивости финансовой системы.
Напрямую на ставках это не скажется. Но в перспективе кредиторы будут или увеличивать стоимость займов, или ужесточать условия для заемщиков. Выдавать ипотеку с небольшим первым взносом им будет невыгодно: придется «замораживать» собственные средства, отмечают в NSP.
Часики тикают. За первое полугодие этого года банки нарастили объем рефинансирования на 38%, заявили в аналитической компании «Русипотека». Чтобы выгодно снизить платеж, стоит рефинансировать имеющийся кредит как можно быстрее, ставки рискуют увеличиться, говорит эксперт.
«Здесь есть два важных фактора. Первый — Центробанк, который недавно увеличил ключевую ставку до 6,5%. Многие аналитики прогнозируют, что в ближайшие месяцы она может подняться еще. Повышение ключевой ставки неизбежно повлияет на рост ставок по ипотечным кредитам. Второй фактор связан со временем. Пока заемщик колеблется с решением или выбором банка, идет переплата по кредиту. Поэтому мы рекомендуем тем, кто хочет снизить расходы на ипотеку, быстрее выходить на сделку рефинансирования», — комментирует Михаил Чернов, СЕО онлайн-сервиса управления ипотекой Refin.Online.
Рекорды в прошлом. Согласно данным Банка России, по итогам первого полугодия 2021 года объем выданных ипотечных кредитов (в рублях и иностранной валюте) в Петербурге составил 180,86 млрд рублей. Это в 1,7 раз больше, чем за аналогичный период 2020 года: тогда результат составил 105,9 млрд рублей. При этом количество выданных ипотечных жилищных кредитов с января по июнь выросло в 1,4 раза по сравнению с 2020 годом, до 44,8 тыс. единиц. Таким образом, совокупный кредитный портфель по ипотеке в городе на 1 июля 2021 достиг 686,8 млрд рублей по сравнению с 593,1 млрд рублей в начале года (+15,8%).
«Объем выдач ипотечных кредитов в первом полугодии 2021 года в Санкт-Петербурге, конечно, большой, но не рекордный. — говорит Татьяна Хоботова, территориальный менеджер по работе с партнерами банка «Открытие» по СЗФО — Начиная с третьего квартала прошлого года среднемесячный объем выдаваемых ипотечных кредитов находился в пределах 30 млрд рублей, в пиковые месяцы достигая 37 млрд. рублей. Такие показатели были обусловлены общим ростом ипотеки за счет льготного кредитования. Уже с июля 2021 года спрос поутих, хотя и не упал совсем».
Поедем. Вице-губернатор Петербурга Максим Соколов заявил, что трамвайная линия «Купчино» — пос. Шушары — Славянка» будет запущена в 2023 году на условиях государственно-частного партнерства, по аналогии с существующей линией в Красногвардейском районе города, пишет «Коммерсантъ». Соколов не исключил, что трамвайные линии могут быть построены от Шушар в Колпино или от Шушар в направлении Пулково.
«Думаю, что это будет неплохой альтернативой другим способам сообщения с городской транспортной системой для пассажиров, прибывающих в аэропорт», — заявил он в интервью «Петербургскому дневнику».
Поплывем. На этой неделе — с 7 августа — власти города и несколько судоходных компаний начнут выполнять регулярный водный маршрут по Неве. Он будет проходить через основные туристические причалы — на Мытнинской набережной, у Летнего сада, Петровской и Арсенальной набережной, у Кунсткамеры и Адмиралтейства, пишет «Комменсантъ».
«Речной трамвай» анонсируют как общественный транспорт, но цена проезда из-за отсутствия бюджетной субсидии несопоставима со стоимостью билета на автобус или метро: 100 рублей за один участок маршрута и 700 рублей — за полный круг. Эксперты считают, что проект будет интересен только туристам, а выполнять транспортную функцию ему не удастся.
Напомним, что идея речного городского транспорта существовала еще во время губернаторства Валентины Матвиенко (2003–2011 годы), однако в 2009 году из-за кризиса власти отложили реализацию проекта.
Комментарии