Петербург вышел в лидеры среди российских городов по темпам роста цен на недвижимость. Участки под строительство в Северной столице и пригородах с начала 2020 года подорожали минимум на 25-30%. Об этом и других новостях читайте в дайджесте от 28 июля.
Лидер роста. За последние пять лет в России цены на вторичное жилье выросли в среднем на 23,4% за квадратный метр, говорят эксперты консалтинговой группы SRG. Первое место по увеличению стоимости занял Петербург, в Северной столице к 2021-му квартиры подорожали на 49,4% — до 128,9 тысячи рублей за квадратный метр в среднем. Также в пятерку лидеров попали Казань с ростом стоимости на 44,25%, Новосибирск — 33,5%, Тюмень — 33%, Нижний Новгород — 29%. Москва по росту цен на вторичном рынке занимает лишь 12-ю позицию. За пять лет стоимость квадратного метра в столице выросла на 21,92% — до 249,2 тысячи рублей.
Невостребованные площади. В России есть потенциал в ближайшие три-четыре года возвести 350 млн квадратных метров жилья, заявил замглавы Минстроя Никита Стасишин. Однако эксперт утверждает: сомнительно, что на построенные «квадраты» у россиян будет спрос в будущем.
«Иметь потенциал и реализовать его, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Так, если говорить о физической возможности, то на рынке сейчас не так много компаний готовы выходить на рынок по эскроу-счетам. В особенности это относится к регионам, где новая схема существенно снизила рентабельность проектов строительства жилья. Если же говорить о крупных городах, то тут ожидается существенное снижение спроса на новые квартиры. Во-первых, тот спрос, что был, уже «вымылся» волной покупателей по льготной ипотеке. Во-вторых, новые покупатели уже не смогут этой ипотекой воспользоваться, поскольку кредит на 3 млн рублей под 7% на фоне стоимости квартиры около 10-15 млн рублей уже мало кем будет востребован. Таким образом, построить-то можно, но кто будет строить и кому это всё в итоге продадут? А если начать безудержно строить, и предложение превысит реальный спрос, то это приведёт к затовариванию рынка и снижению цен. Все финансовые модели порушатся, а государству придётся спасать те банки, которые будут иметь неосторожность ввязаться в проектное финансирование. Нужно ли это государству?», — рассказывает Денис Бобков, генеральный директор аналитической и консалтинговой компании «Недвижимость-Профи».
Дорожающие земли. Участки под строительство в Петербурге и пригородах с начала 2020 года подорожали минимум на 25-30%, заявляют аналитики «Петербургской Недвижимости». Специалисты считают, это произошло из-за ограниченного предложения на рынке. Из-за дефицита привлекательных лотов по итогам первого полугодия 2021 года зафиксировано падение числа сделок по участкам с исходно-разрешительной документацией с 30-40% до 10%. Всего за полугодие в петербургской агломерации было продано 200 га, там можно построить 2,2 млн квадратных метров жилья. Самые популярные локации — Лиговский проспект, Васильевский остров, Петроградская сторона, проспекты Энергетиков и Шаумяна, Шушары.
Жилье вместо мороженого. Закрытый паевой инвестиционный фонд «Лорд 1» под управлением УК «Свиньин и партнеры» вошёл в состав учредителей «Петрохолод», сообщают в «Деловом Петербурге». «Петрохолод» принадлежит участок площадью около 6 га на Полюстровском проспекте, раньше там было производство мороженого, но в начале этого года все здания предприятия были снесены. Теперь УК «Свиньин и партнеры» займется редевелопментом площадки. Там можно построить порядка 100 тысяч квадратных метров жилья. Напомним, продажа территории велась с 2019 года, на нее претендовали несколько крупных девелоперов. Однако из-за роста цены участков в Петербурге многим компаниям пришлось отказаться от дорогостоящего приобретения.
Остались без метро. В обновленной схеме развития метро строительство станции «Бугры» не предусмотрено, заявили в комитете Ленобласти по транспорту. Спрос на квартиры в Мурино и Буграх новость не пошатнет, говорит эксперт, локация все равно привлекательна. Ранее станцию планировали запустить после 2030 года.
«Отсутствие станции метро точно не увеличит количество покупателей и цены на недвижимость. Однако имеющийся поток покупателей от этой новости не иссякнет, потому что наши люди привыкли к несбывающимся обещаниям по поводу метро. Строительство жилья от отсутствия метро не прекратится. Возьмём, к примеру, Новоселье. Там метро не обещали, но строительство идет, покупатели довольны. Конечно, транспортная доступность в виде метро улучшает привлекательность недвижимости. И метро нужно всем и везде. Если в Мурино останется только метро «Девяткино», то сильно в худшую на спрос это не повлияет», — говорит Дмитрий Щегельский, президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости, генеральный директор АН «БЕНУА».
Комментарии 1
Это попахивает карательным сговором правительства, банков и застройщиков.