На встрече с ветеранами Владимир Путин признал, что нормативная база в сфере регулирования строительства на местах возможных воинских захоронений не совершенна. Такую реакцию вызвали сетования одного из участников встречи на то, что архивные данные о местах боевых действий и возможных могилах зачастую не используются перед началом возведения жилья и дорог.
«Подобный федеральный закон действует и сейчас — комментирует общественник Красимир Врански, — Там где были возможные бои, бывшие кладбища и другие захоронения всегда должна проходить экспертиза перед любой застройкой. Но у нас он, к сожалению, мало соблюдается. В Петербурге есть несколько вопиющих случаев. Например место рядом с метро «Ломоносовская». Когда-то там было Фарфоровское кладбище, затем сад, а сейчас прямо на костях уже достраивают торговый центр. Власти к этой проблеме глухи. Или еще пример — застройка жильем Пулковских высот, где ранее проходили бои. Люди до сих пор находят останки солдат советской армии, но стройку это не останавливает».
Градозащитница Антонина Елисеева отметила, что есть разница между кладбищами и военными захоронениями. В Петербурге в основном все конфликты возникали как раз при застройке гражданских кладбищ, упраздненных в советское время: «Застроили Малоохтинское, Митрофаньевское, Фарфоровское, немецкое лютеранское на «Гражданке» (ЖК «Академ-Парк»). Чиновники утверждали, что это как бы не кладбища и закон о том, что на месте кладбищ возможны только зеленые насаждения, тут не распространяется».
Оба эксперта вспомнили недавний случай и с военными захоронениями, которые нашли при строительстве развязки у Экспофорума.
«Доказательства, что там были места боев, а потом и братское могилы находили в архивах. Есть и памятники и мемориальные доски. Тем не менее там хотят сделать развязку. Несколько лет назад удалось остановить эту идею, но в конце прошлого года выделили более 100 млрд на новый проект. И изыскательные работы по строительству проводятся без исследований по захоронению», — резюмировал Врански.
Комментарии