Президент подписал закон об упрощенной регистрации недостроев. Поинтересовались у экспертов, почему власти пошли на эти нововведения и согласны ли они с Росреестром, что это позволит быстрее и дешевле решить проблему недостроенных объектов.

Смысл нового закона
На уходящей неделе Росреестр сообщил о подписании Президентом РФ Владимиром Путиным закона (№368-ФЗ) об упрощенном порядке постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности на объекты незавершенного строительства (ОНС).
«Сейчас суммарно в федеральной и региональной собственности находится примерно 81 тысяча проблемных ОНС. В первую очередь на дальнейшее вовлечение их в оборот и нацелен предложенный нами законопроект. Благодаря упрощению учетно-регистрационных действий не придется тратить бюджетные средства на подготовку предусмотренного действующим законодательством технического плана и прочей документации», – прокомментировал событие глава ведомства Олег Скуфинский.
В Росреестре также пояснили, что теперь для регистрации и постановки на учет ОНС, включенных в федеральный/региональный реестр, достаточно одной декларации об объекте недвижимости. Государственные кадастровый учет и регистрация прав на ОНС, включенные в соответствующий реестр, необходимы для принятия управленческих решений. После включения в федеральный или региональный перечень объекты незавершенного строительства могут быть завершены, приватизированы или переданы для дальнейшей реализации.
Экспертный взгляд
Исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский сразу делает оговорку, что ОНС по законодательству и ранее могли участвовать в гражданско-правовом обороте как отдельные самостоятельные объекты недвижимого имущества. Все потому, что Гражданский кодекс относит недострои к недвижимым вещам по аналогии с земельными участками, зданиями и т. п. «И до принятия нового закона право собственности на такой объект можно было зарегистрировать в Росреестре с целью его последующей продажи тому лицу, которое заинтересовано в завершении строительства и вводе объекта в эксплуатацию. Более того, ГК РФ содержит отдельную статью 239.1, которой установлен порядок отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка, если строительство объекта не завершено. В этом случае объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем их продажи с публичных торгов».
Что касается №368-ФЗ, который вносит изменения в Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», его смысл в упрощении кадастрового учета и регистрации прав на так называемые «долгострои». Под последними эксперт предлагает понимать объекты незавершенного строительства, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и которые включены в федеральный или региональный реестр незавершенных объектов. «Теперь кадастровый учет таких объектов будет производиться в упрощенном порядке (без подготовки техплана) и право собственности на такие объекты регистрируется на уполномоченные федеральные или региональные органы государственной власти, либо органы местного самоуправления (в зависимости от принадлежности объекта) на основании декларации об объекте недвижимости в форме электронного документа с квалифицированной электронной подписью соответствующего должностного лица», – пояснил Владислав Преображенский.
В представлении собеседника Novostroy, новый закон действительно позволит быстрее и дешевле решить проблему недостроенных объектов. С одной стороны, уполномоченные чиновники смогут продать ОНС с публичных торгов заинтересованным лицам с условием завершения недостроя. С другой, самостоятельная достройка властями за счет средств бюджета соответствующего уровня тоже не исключается.
Еще мнения
Генеральный директор ООО «Стадия П» Виктор Лаврентьев:
Упрощение процедур регистрации прав на объекты незавершенного строительства потенциально ускорит процесс интеграции этих объектов обратно в экономический оборот. Я согласен с Росреестром, что это может способствовать более быстрому и более дешевому решению проблемы недостроенных объектов, при условии, что декларации о недвижимости будут составляться должным образом. Такое изменение может снизить финансовые и временные затраты на подготовку технического плана и других документов, необходимых для регистрации прав на объекты недвижимости.
Вероятно, власти решили внести эти изменения, чтобы стимулировать экономическую активность и преодолеть трудности, связанные с незавершенными объектами строительства. Недострои могут создавать значительные экономические и социальные проблемы, поскольку они занимают землю, которая могла бы быть использована более продуктивно, а также влияют на атмосферу в соответствующих местах проживания.
Однако важно убедиться, что упрощенный процесс регистрации не приведет к снижению стандартов строительства или ответственности за строительство недостроев. У нас должен быть взвешенный подход, который обеспечивает правильное сочетание гибкости и обязательных требований к строительству и безопасности.
Генеральный директор петербургской строительной компании Сity Solutions Василий Тимофеев:
Банкротств на рынке мы не ожидаем, так как за предыдущие годы был накоплен запас прочности. Появление недостроеных объектов также маловероятно, так как объекты будут «подхвачены» и достроены. Ожидаем, что продолжится эффективная работа градостроительной комиссии, благодаря чему появляются социальные объекты, также проводится активная работа по соблюдению прав дольщиков.
В заключение вернемся к мнению Виктора Лаврентьева, который призывает не делать окончательных выводов, пока не дождемся практической реализации реформы и не сможем оценить ее эффективность уже на основе полученных результатов.
Комментарии 3
Тебе не защита, а лечение нужно, причем принудительное, кардинальное и долгое