Парков нет, транспорта нет, застройка стихийная и хаотичная. К таким выводам пришли исследователи ИТП «Урбаника», проанализировав развитие «серого пояса» с конца 80-х годов прошлого века до настоящего времени.
Как отмечают аналитики, площадь, занятая жильем и общественно-деловыми постройками, в два раза превысила планы, которые были заложены в генплане 1987 года.
«При этом застройка осуществляется, как правило, не комплексно, а разными девелоперами, которые проектируют свои дома и жилые кварталы в выделенной границе практически без учета окружающей среды и загрузки транспортной инфраструктуры. По сути, мы наблюдаем приход в центр города «нового Кудрово» — внутри кварталов может быть все отлично, но они практически не встроены в основную городскую среду», — комментирует Федор Коньков, управляющий партнер ИТП «Урбаника».
Ключевая проблема, которая заметна уже сейчас, отмечает аналитик, — недостаток транспортной инфраструктуры на реновируемых территориях «ржавого пояса». Несмотря на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города — появились ЗСД, КАД, новые выезды из города, — за 30 лет в бывших промзонах практически ничего не изменилось: станций метро здесь мало, территории слабо обслуживаются наземными видами общественного транспорта.
Еще одна проблема, которую заметили исследователи — в результате редевелопмента не появилось ни одной зелёной зоны или парка (при плане 6%), а более 20% территорий в том или ином виде деградировали.
Сейчас, как отмечают аналитики, «перестроены» 20% промышленных территорий. Еще около 20% территорий представляют собой нереновированную смешанную застройку, а на 30–40% земель располагаются объекты инженерной и транспортной инфраструктуры или коммерчески успешные предприятия, которые по разным причинам не могут переехать. Для дальнейшего редевелопмента подходят еще 35% «серого пояса».
При этом, как отмечают аналитики, на рынке недвижимости Петербурга около 35-40% квартир находится в новостройках, строящихся в рамках редевелопмента: в Адмиралтейском, Петроградском, Центральном, Красногвардейском, Невском и Калининских районах. В этих локациях уже возведено более 12 млн кв. метров недвижимости. К концу 2021 года, по действующим разрешениям на строительство, в Петербурге должно прибавиться еще 1,96 млн кв. метров жилья комфорт- и бизнес-классов.
«Большинство из обозначенных еще 35 лет назад проблем реновации промзон с активным развитием города либо усугубились, либо остались нерешенными. По мнению нас как исследователей, практически ничем из тех возможностей, что были доступны эти тридцать с лишним лет, городу не удалось воспользоваться в силу разных причин. И поэтому то, что у нас не застроен вообще весь «серый пояс» жильем или коммерцией — следствие того, что невозможно быстро все застроить. Как, например, в случае с «Красным треугольником», у которого более 200 собственников и сложная нарезка земли. Но однажды и его кто-то выкупит и застроит, если продолжать жить в той логике, которая есть сегодня», — отмечает Федор Коньков.
Комментарии