Дума приняла в первом чтении законопроект о комплексном развитии территорий. Комплексным можно назвать и сам законопроект. Его авторы намешали туда много чего: и собственно развитие, и аварийное жилье, и реновацию…
На стадии продвижения разработчики и лоббисты этого документа вытаскивали нужный аргумент. То возможности для нового строительства, то плачевное состояние жилфонда. Как фокусник – кролика из цилиндра. Главный фокус: все это – без каких-либо затрат из федерального бюджета!
Вице-премьер Марат Хуснуллин, представляя документ в нижней палате, больше напирал на аварийность. Прямо так и сказал: регионы скрывают, сколько у них аварийных домов! Потому что боятся. Если перестанут скрывать – у них немедленно возникнут финансовые обязательства.
И это правда. Как только дом признан аварийным – его обитателей обязаны переселить в другой, пусть не в новый, но хотя бы пригодный для проживания.
Жаль, вице-премьер умолчал, откуда регионы возьмут деньги на выполнение внезапно обнаруженных обязательств. Хотя и тут большого секрета нет: у нас три четверти субъектов РФ – дотационные, то есть получают деньги из федеральной казны. Кто больше, кто поменьше. Так уж устроена отечественная налоговая система. Чтобы губернаторы не вольничали.
Аварийное жилье – это срочная проблема. Богатая Московская область обещает в будущем году расселить 50 000 кв.м. А построит – наверное, около 8 млн нового жилья. Вот такое соотношение: 0,6%. Компания «СПб Реновация» сдала более 8000 квартир. Переселила 540 семей. Соотношение – 6,7%.
Но вернемся к реновации. Это проблема долгоиграющая: дома в кварталах массовой застройки все вдруг не упадут. Просто там постепенно, год за годом, все больше становится ветхого жилья. Накапливается износ. Изнашиваются конструкции, приходят в негодность сети… И в какой-то момент капитальный ремонт ветхого жилфонда теряет экономический смысл. Залатаешь крышу – прорвет трубу. Покрасишь фасад – вдруг плита вываливается. (Как в этом году в доме на Ново-Александровской улице).
Если отбросить блестки и красивую упаковку, в новом законе есть несколько действительно важных моментов. Например, для того, чтобы объявить какие-то кварталы территорией реновации, достаточно установить, что половина находящихся на ней домов – аварийные или ветхие. И переселять граждан не обязательно в границах квартала – можно подыскать для них что-нибудь подальше, да хоть и в другом районе. Решение о включении в программу конкретного дома принимают сами жители, большинством в две трети голосов.
Но двигателем этого процесса все равно может быть либо региональный бюджет (как в Москве), либо крупный инвестор (как в Петербурге).
Крупному застройщику такой сложный проект интересен далеко не всегда. В реновации есть экономический смысл, если речь идет о премиальной локации. Или если переселять придется десятки людей, а не сотни. Или в городе нет других площадок, пригодных под строительство. И еще одно важное условие: рынок должен быть на подъеме, потому что построенное на месте снесенных бараков жилье тоже надо кому-то продать.
В России около 200 млн кв. м хрущевок. Чтобы их заместить современными домами, понадобится 20 трлн рублей. Это, на секундочку, годовой бюджет всей страны. Ни инвестор, ни региональные власти, ни, тем более, сами граждане проблему не решат. А ситуация с каждым годом все хуже. (Это мы еще ни слова не сказали про старый фонд).
Нужна долгосрочная, на десятилетия, стратегия. В основе – комплексное обследование всего жилищного хозяйства, и постоянный мониторинг технического состояния домов. Дальше – комбинированные варианты: хоть с прямым участием бюджета, хоть через налоговые льготы для инвесторов и для граждан, которые готовы доплачивать за лишние метры или престижное место. Снять хотя бы часть безумных ограничений, связанных с памятниками… Главное: неуклонно, год за годом, сокращать долю ветхого жилья в каждом городе и регионе. И не на бумаге, а на земле.
Комментарии