Почти 60% инвесторов в недвижимость по всему миру планируют вложить деньги в колливинги, студенческие общежития и доступное жилье, заявляют аналитики JLL. Эксперт рассказал, почему люди все чаще соглашаются делить площади с другими.
Год назад доля инвесторов в общежития и коливинги была 41%. Мировой сегмент этого рынка превышает 83,4 млрд евро. Поясним, коливинг — относительно новый формат жилья на российском рынке. Коливинг предполагает, что у каждого собственника есть отдельное пространство, это одна или несколько комнат, а остальные зоны, включая кухню, санузел, гостиную, находятся в совместном пользовании резидентов. Как правило, такая недвижимость рассчитана на молодых людей без семьи.
«Недвижимость остается важным активом, хотя прежние представления (был такой слоган «Московская недвижимость всегда в цене») уже устарели: кризис 2008-2009-го показал, что ее стоимость может и падать. Действуют несколько важных факторов. Размывается и беднеет средний класс, не только у нас, по всему миру. Все более массовой становится прослойка прекариата — это люди без стабильного места работы, фрилансеры, те, кто трудится по контракту (на проект). Еще до пандемии увеличивалась мобильность. Активно развивается шеринг, в разных сферах. Собственность перестает быть «священной коровой»: свой автомобиль — прекрасно, но зачем, если есть каршеринг и беспилотники? Изменения происходят и в сегменте жилья: на полноценное собственное жилье у многих денег нет, даже в кредит, да и не всем оно нужно. Так формируется мода на коливинги. Насколько она будет устойчивой, прогнозировать сложно. Но представления о комфортном жилье меняются на наших глазах. В гостиничном сегменте — сокращается средняя площадь номеров, апарты вытесняют классические гостиницы, частная аренда теснит апарты. Все интересно и сложно», — говорит эксперт рынка Дмитрий Синочкин.
Комментарии