Рынок недвижимости в силу своей инертности мог годами накапливать отложенное повышение цены и потом выстрелить, как пружина, отмечает Дмитрий Щегельский, президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости, генеральный директор АН «БЕНУА». Этот «выстрел», по мнению эксперта, и произошел сейчас — драйвером послужила коронавирусная истерия.
«С момента достижения ценами на недвижимость «дна» в июле 2009 года до момента возврата к отметке докризисных цен июля 2008 года прошло более 8 лет. Только в сентябре 2017 года рынок недвижимости Петербурга достиг 108 тысяч рублей. И заметный рост цен начался в июле 2018 года. По нашим данным, с июля 2018 года по июнь 2020 года цены на недвижимость выросли на 20%. С июля 2008 года по июль 2021 года цены выросли в 2 раза, что соответствует ежегодному приросту в 16,6%. Если бы цены росли плавно в течение последних 12 лет, то никто не заметил бы этого роста. А так, в условиях «ручной экономики» создались перекосы, которые и привели к срабатыванию выстрела ценовой пружины. Но прошу учесть, что речь идет о ценах в рублях. В долларах США цены на недвижимость не выросли, а упали за эти 12 лет. Возможно, что у роста цен на рынке недвижимости фундаментальные причины. Такие, как реальная инфляция. Цены на материалы, производство (строительство) недвижимости выросли многократно. Мы видим, что инфляция даже в США — более 5,5%. И, так называемая «народная инфляция» уже давно выше официальной», — комментирует Дмитрий Щегельский.
Сейчас, как отмечает эксперт, действия Центробанка носят конъюнктурный характер. То снижают проценты, вливая деньги в экономику, то, когда экономика получает эти деньги, начинают повышать проценты.
«В нашей стране все направлено на удержание цифр официальной инфляции. Но, учитывая, что в экономике не хватает денег для развития отраслей, любое увеличение денег у экономических субъектов приводит к росту спроса и, соответственно, инфляции», — резюмировал эксперт.
Комментарии