На российских стройках сейчас не хватает минимум 100 тысяч человек, из-за пандемии с мигрантами по-прежнему сложно, рассказал Никита Стасишин, замглавы Минстроя, в интервью «РИА Недвижимость». Узнали у девелоперов к чему может привести дефицит кадров при продлении ограничительных мер и второй волне пандемии и есть ли попытки решить ситуацию дефицита за счет отечественных кадров.
«Поскольку границы с рядом соседних государств еще закрыты, часть квалифицированных рабочих, которые во время самоизоляции разъехались по домам, не могут вернуться в нашу страну. Такая проблема у наших подрядчиков действительно есть. При этом после открытия турецкого направления мы также не наблюдаем большого притока людей — рабочие из Турции более высокооплачиваемые, чем из РФ, СНГ и Средней Азии. Нехватка персонала в первую очередь может повлиять на темпы работ. Однако для нас, как для заказчика, в существующих договорах это не отразится. Возможно, при заключении новых контрактов, стоимость работ будет увеличена. Пока основной удар принимают на себя наши подрядчики. Они продолжают привлекать или перекупать людей из других регионов страны и друг у друга. Отмечу, что сейчас на всех наших объектах трудится около 10 тыс. рабочих. Мы полностью восстановили необходимое число людей для выполнения графиков текущих работ», — рассказывает Григорий Звенигородский, вице-президент ГК «Инград».
Как отметил Антон Детушев, генеральный директор IKON Development, на российских стройках всегда существовал дефицит рабочей силы, а пандемия только усугубила ситуацию. Цифра, которую озвучил замглавы Минстроя РФ, на данный момент кажется небольшой. К примеру, в строительстве городской клинической больницы № 40 в Коммунарке участвовали более 50 тыс. человек.
Однако с Детушевым не согласился Сергей Мохнарь, директор департамента развития ГК «ПСК»: «100 тыс. человек ― это серьезная рабочая армия. Число рабочих на одной стройке очень вариативно. Зависит от масштабов, применяемых технологий и сложности объекта. Варьироваться может от 150 до 800-1000 человек. Дефицит рабочих напрямую влияет на скорость строительства. Кроме того, нехватка кадров ведет к росту затрат — чем меньше предложение на рынке труда, тем выше его номинальная стоимость. Поэтому лучшие позиции имеют те генподрядчики, которые могут обеспечить выполнение всего цикла работ. В Петербурге дефицит рабочих кадров прослеживается не столь остро, как могло бы быть. Скорее есть нехватка проектировщиков, опытных ИТР. Однако не исключено замедление темпов строительства на отдельных проектах как Москвы, так и города на Неве».
Как добавляет Детушев, вторая волна пандемии для многих застройщиков может оказаться еще тяжелее первой: «Думаю, многие компании переживут данный период намного болезненнее, чем первую пандемию. Запас прочности разных ресурсов у большинства исчерпан. На рынке сейчас работают крупные игроки, у которых сосредоточены основные стройки. Поэтому, конечно, часть освободившегося линейного персонала перейдет на другие строительные площадки, к другим девелоперам. А вот персонал, работающий на проектах малого и среднего бизнеса, а также те, кто работает в регионах, ― могут пострадать больше. Самое главное ― не допустить остановки строек. Девелоперы в связи с рядом обязательств вынуждены в любом случае завершить начатые процессы на своих строительных площадках, поэтому всеми силами будут удерживать персонал и стараться предложить лучшие условия», — полагает генеральный директор IKON Development.
Комментарии