После запуска программы массового строительства пятиэтажек прошло 60 лет. Получить квартиру можно было бесплатно за работу на госпредприятиях. Эксперты рассказали, возьмет ли когда-нибудь государство снова на себя решение жилищного вопроса в стране.
Если судить о доступности жилья по числу обеспеченных им граждан, то в СССР этот вопрос решался эффективнее, чем в наше время. С 1965 по 1985 год бесплатное жилье получили 150 млн человек. С 2000 по 2020 год в новые квартиры за госсчет переехали меньше 20 млн людей.
«Однозначно, государство должно участвовать в формировании определенного объема фонда для обеспечения населения жильем. Другое дело, что это все-таки не массовая передача квартир, как это было в СССР, а скорее создание маневренного фонда. Говорить о том, что государство должно полностью заниматься обеспечением граждан жильем (без участия и поддержки частных инвесторов и без работы строительного комплекса) в действующей экономике, наверное, невозможно. Но, я думаю, что с учетом действующих сегодня программ развития жилищного строительства, жилье становится и будет становиться доступнее для населения, особенно если мы сможем развивать не только жилищное строительство, как собственность для граждан, приобретающих тот или иной объект недвижимости, но и жилищное строительство с точки зрения создания большого количества арендных домов для бизнеса или маневренного арендного фонда для государства», — комментирует Антон Мороз, вице-президент НОСТРОЙ.
Как подчеркивает другой эксперт рынка Дмитрий Синочкин, хоть жилье в СССР и выдавали бесплатно, зачастую оно не было таким доступным. В среднем квартирный вопрос семьи решался за 10-20 лет.
«Наделение граждан бесплатным жильем (да и вообще — хоть чем-то бесплатным) увеличивает расходную часть бюджета и уменьшает ренту, которую чиновники и элита могут распределять между собой. Проще говоря: если строить бесплатное жилье — откуда возьмутся деньги на дворец в Геленджике? Жилье становится доступнее не напрямую, а через повышение доходов, через открытие для миллионов граждан возможностей зарабатывать, то есть упрощение норм и регламентов для мелкого и среднего бизнеса (как это сделано в Китае). Но у нас с 1998 года доля доходов от бизнеса (в структуре доходов населения) неуклонно снижается: с 9% до 5,7%. Предприниматели меньше зависят от власти, зато чаще голосуют «неправильно». Параллельно растет доля бюджетников, зависимых от государства и бедных по определению. Усиливается расслоение, в том числе и в бюджетной сфере», — говорит Дмитрий Синочкин.
Читать главные новости рынка недвижимости можно в нашем инстаграм-аккаунте Instastroy.
Комментарии