Время от времени мы узнаем о падении лифтов в разных уголках страны. Свежий пример – петербургские Шушары, где резкое приземление закончилось для четверти пассажиров больницей. Не пора ли государству пересмотреть нормативы на количество лифтов в многоэтажках, чтобы жильцы долго не ждали и не перегружали грузоподъемные машины от безысходности? На этот и иные связанные с темой вопросы отвечаем вместе с экспертами.

Суровые реалии
С лифтами в старом фонде действительно существует проблема – признает как представитель девелоперов директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина» Ася Левнева. «Многие из них подлежат замене уже давно, но в Российском лифтовом объединении утверждают, что средств, которые жильцы ежемесячно вносят за капремонт, не хватает. Кроме того, у отечественных лифтовых заводов недостаточно своих мощностей, поэтому оборудование зачастую закупается в Беларуси и в странах Азии».
Во многих домах советской и постсоветской постройки, как напоминает Ася Левнева, предусмотрено лишь по одному узкому пассажирскому лифту на каждую лестничную клетку. «Туда с трудом помещается даже обычный велосипед или коляска. Но люди, желающие побыстрее попасть после работы домой, не всегда помнят про грузоподъемность таких лифтов. Кроме того, во время их замены жильцам несколько месяцев приходится ходить пешком – учитывая то, что в таких домах много пожилых людей, это тоже становится проблемой».
Для сравнения, в современных проектах на каждую парадную группу обычно устанавливается по два лифта: пассажирский и грузовой. Львиную долю рынка в РФ занимали американская компания Otis и финская Kone, ушедшие из России в ответ на всем известные события. Эти лифты, по заверению специалистов, отличались высокой грузоподъемностью и вместительностью, бесшумностью и долгим сроком службы.
Современным домам с двумя лифтами в подъезде еще повезло. Многие советские предшественники могут похвастаться лишь одной узкой грузоподъемной машиной, во время ремонта которой единственной альтернативой становится лестница.
«Сейчас на лифтовом рынке осталось достаточное количество игроков: Щебекинский лифтовой завод, "Сиблифт", белорусский "Могилевмаш" и другие. Otis продал свои активы холдингу S8 Capital, и появилась предприятие Meteor Lift. Но на всех этих заводах используются импортные комплектующие, поэтому развитие отечественных технологий – это приоритетная задача отрасли, – комментирует Ася Левнева, отмечая, что в жилых кварталах "Балтийской жемчужины" устанавливались либо китайские лифты Mitsubishi, либо финские Kone грузоподъемностью 1000 кг со спуском с жилого этажа прямо в подземный паркинг. – Это удобно, когда нужно перевезти тяжелые грузы, а также в непогоду – из машины жильцы сразу попадают в подземный паркинг, а потом на свой этаж».
На сегодня большинство лифтов в современных многоэтажках импортного производства. Срок их службы, как и российских подъемников, – 25 лет. «Проблемы с обслуживанием импортных лифтов будут только расти, – убежден исполнительный директор "Первой лифтовой ассоциации" Юрий Клюшнев. – Не только потому, что производители ушли с российского рынка и необходимых деталей для обслуживания лифтов взять негде. Импортные лифты не подходят для эксплуатации в российских реалиях, они выходят из строя в условиях большой проходимости, не выдерживают перепада температур».
Единственным решением может стать государственная программа оснащения действующих сооружений лифтами отечественных разработчиков – полагает специалист.
Проблемы с лифтами в РФ будут только расти, поэтому от государства требуется специальная программа.
«Около 10 лет назад можно было честно сказать: вопрос не решить, нет базы, опыта, специалистов, идей. Но сегодня это не так. Я лично принимал участие в разработке первых инженерных российских лифтовых комплексов, – комментирует Юрий Клюшнев. – Они построены на базе отечественного лифтового оборудования, доступного для всех категорий граждан, но при этом существенно доработанного и усовершенствованного с учетом условий работы на улице, в мороз и снег, в условиях повышенного вандализма и большой проходимости. Решения есть, производители и новые разработки есть. Российские предприниматели и производители не только словом, но и делом поддерживают промышленный суверенитет страны».
Так почему же падают лифты?
Первое на что Юрий Клюшнев обращает внимание – это уничтоженный институт контроля, в том числе общественного. «Все обучения по большому счету покупаются и продаются. Большинство аттестаций носят абсолютно формальный характер. Практически любое удостоверение, не имея профессиональных знаний, к сожалению, в лифтовом мире можно получить», – говорит специалист.
Второй момент связан с тем, что техническое обслуживание лифтов не сертифицируется, не лицензируется. «Любая организация, которая по формальным признакам называет себя специализированной, может обслуживать лифт. И для этого не нужен ни допуск СРО (саморегулируемой организации – ред.), ни лицензия, ничего, – рассказывает собеседник Novostroy. – Более того, эта организация может выходить на тендеры и по 44 ФЗ, и по 223-му выигрывать аукционы и конкурсы. И заказчик не вправе отклонить данную организацию, даже в том случае, если будет установлено отсутствие у нее в штате квалифицированных электромехаников».
Для безопасной работы лифты нуждаются в реальном, а не формальном контроле.
Удешевление и недостаточный контроль за работой лифтового оборудования Юрий Клюшнев связывает в первую очередь с недосмотром и даже злым умыслом, «в том числе, с проявлениями коррупции либо владельца лифта, либо руководителя лифтовой организации и не без молчаливого согласия инженерного центра, который проводит ежегодное освидетельствование, и инспекции Ростехнадзора».
Резюмируя, Юрий Клюшнев замечает, что в многоэтажных зданиях с более чем 25 этажами, согласно российским стандартам, обязательно должно быть минимум два лифта. Однако оптимальное количество лифтов должно определяться различными факторами, включая планировку здания, количество квартир на этаже и плотность населения. При этом главная цель – обеспечить как комфорт, так и безопасность жильцов, заключает эксперт.
Чтобы быть в курсе главных событий рынка недвижимости, читайте новости и статьи на сайте или подписывайтесь на наш Telegram-канал «Тележка с новостройками».
Комментарии