Данная подпрограмма является одной из ключевых в федеральной целевой программе «Жилище». Она была утверждена 17 декабря 2010 года постановлением № 1050 Правительства РФ. Ее можно назвать следующим шагом после реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства», действовавшей в период с 2006 по 2010 годы.
Участниками подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» являются не рядовые граждане — она задает вектор сотрудничества федерального центра и субъектов федерации в сфере массового строительства жилья эконом-класса в России. При этом упор, помимо доступной цены жилья, делается на требованиях к его экологичности и энергоэффективности. Госзаказчиком и основным разработчиком подпрограммы стало Министерство регионального развития РФ.
Почему правительство реализует эту подпрограмму?
Суть проблемы в жилищном строительстве в общем-то очевидна: без серьезной поддержки государства — законодательной финансовой, инфраструктурной — строить жилье в России сложно. Во всяком случае жилье, которое было бы не на словах, а на деле доступным для граждан.
Одна из мер государственного участия в жилищном строительстве — это выделение участков под строительство с подготовкой соответствующей инженерной инфраструктуры. С этой целью в рамках ФЦП «Жилище» была разработана и реализовывалась в 2006-2010 годах подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» (как мы уже говорили, она была предтечей нынешней подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»). В рамках данной подпрограммы государственная власть попыталась решить проблему нехватки земельных участков, подготовленных под строительство.
За период с 2007 по 2009 год при помощи государства в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» были реализованы 444 проекта жилищного строительства в подавляющем большинстве субъектов федерации. Ударным стал 2008 год, когда было осуществлено 208 жилищных проектов. Кроме того, за три года в 17 регионах удалось реализовать 22 проекта комплексного освоения территорий для жилищного строительства.
В ходе реализации подпрограммы подтвердились на практике все основные проблемы, с которыми сталкиваются участники строительного рынка: административные барьеры затрудняют застройщикам выход на рынок строящегося жилья, создают проблемы с получением земельных участков под строительство. Непросто получить разрешение на строительство. В настоящую проблему превращается обеспечение участка инженерной инфраструктурой. Есть и другие проблемы, перечислять которые можно долго.
В рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» внедрялись и отрабатывались схемы опережающего развития инженерной инфраструктуры, когда под строительство передавались уже подготовленные участки. Еще одна из опробованных перспективных форм партнерства государства и бизнеса — это компенсация государством процентов по кредитам, которые застройщик берет для развития инженерной инфраструктуры территории, застраиваемой жилыми домами.
Комплексному освоению территорий в перспективе должны поспособствовать и принятые за время действия подпрограммы законодательные акты (Градостроительный и Земельный кодексы РФ, ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и ФЗ «О концессионных соглашениях»). Впрочем, чтобы заложенные в законах механизмы действовали эффективно, все равно без бюджетной поддержки на федеральном и региональном уровне не обойтись. Кроме того, надо решить еще одну проблему, стоящую перед органами местного самоуправления. Далеко не во всех населенных пунктах приняты генеральные планы, правила застройки, землепользования, комплексного развития коммунальной инфраструктуры и т. п. Поэтому и возникают нередко в регионах проблемы с подключением к инженерным сетям, с обеспечением новых жильцов социальными объектами и т. п. В условиях разразившегося в 2008 году мирового финансово-экономического кризиса, который задел и Россию, особенно актуальным стало строительство жилья эконом-класса, поскольку платежеспособный спрос населения снизился.
Для решения упомянутых выше основных проблем, для поддержки региональных жилищных программ, была разработана подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации". Она рассчитана на период 2011-2015 годов.
Цель, задачи, сроки
Цель «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» — развитие массового строительства экологичного, энергоэффективного и доступного по цене жилья.
В рамках подпрограммы федеральный центр окажет регионам поддержку в проведении мероприятий по:
комплексному градостроительному планированию территорий для массового жилищного строительства и комплексному их освоению;
строительству жилья эконом-класса, экологичного и энергоэффективного (которое было бы доступным для граждан, имеющих средний уровень доходов) и по развитию социальной инфраструктуры для такого жилья;
выделению механизмов развития инженерной инфраструктуры в отдельный бизнес;
упрощению предоставления кредитов как застройщикам, так и некоммерческим объединениям граждан (ЖСК и др.), для строительства недорогого (в том числе малоэтажного) жилья.
Подпрограмма, по замыслу ее создателей, позволит государству и бизнесу отработать новые формы партнерства при застройке и развитии территорий, поможет сформировать новый сегмент жилья эконом-класса, поспособствует ликвидации ветхого и аварийного жилфонда.
Среди задач подпрограммы: помочь субъектам федерации разработать и реализовать свои программы жилищного строительства; скоординировать поддержку, которую оказывают жилищному строительству такие институты как Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Внешэкономбанк.
Кроме того, подпрограмма должны стимулировать органы власти субъектов РФ и местного самоуправления к тому, чтобы эффективнее работать на строительном рынке, развивать конкуренцию, способствовать демонополизации и т.д.
Одна из примет времени — стремление сформировать комфортную городскую или сельскую среду, отвечающую мировым стандартам в плане экологической безопасности, доступности для инвалидов, пенсионеров, удобную для семей с детьми, безопасную для всех граждан, предусматривающую различные формы культурного досуга.
Каким образом помогает государство?
Главным образом речь идет о бюджетном субсидировании регионов для реализации ими программ по развитию жилищного строительства.
Субсидии могут идти на погашение процентов по кредитам, которые брались региональными и муниципальными властями, а также юридическими лицами на ряд целей: для обеспечения участков под строительство доступного жилья инженерной инфраструктурой; для строительства новых предприятий строительной индустрии, которые будут выпускать энергоэффективные стройматериалы и т. п.; для строительства или реконструкции объектов социальной инфраструктуры; для строительства автодорог в микрорайонах новой застройки эконом-класса.
Правила предоставления субсидий
Кому и в каком объеме выделять субсидии, определяет Министерство регионального развития. Окончательно распределение субсидий между субъектами РФ утверждает Правительство России.
Субсидии из федерального бюджета на развитие жилищного строительства могут получить только те субъекты Российской Федерации, которые прошли ежегодный конкурсный отбор. Для участия в нем необходимо иметь региональную целевую программу, которая должна содержать ряд обязательных мероприятий. Поясним, что требуется от субъектов федерации. Региональная власть: упрощает порядок предоставления участков под малоэтажное жилищное строительство; разрабатывает документы территориального планирования; развивает коммунальную инфраструктуру для жилищного строительства и социальную инфраструктуру для строящегося жилья эконом-класса; стимулирует частную инициативу граждан в жилстроительстве; формирует условия для создания ЖСК и иных жилищных некоммерческих объединений граждан; развивает местную стройиндустрию и производство стройматериалов; занимается комплексным освоением территорий для жилищного строительства; помогает улучшать жилищные условия семьям, располагающим материнским капиталом; строит доступное по цене энергоэффективное и экологичное жилье.
Перечень государственных объектов капитального строительства, которые планируется субсидировать из федерального бюджета, согласовывается с Министерством регионального развития. Оценивая региональные заявки, Минрегион использует ряд критериев. Во первых, насколько по сравнению с прошлым годом увеличился годовой объем введенного жилья; во-вторых, насколько больше было введено жилья эконом-класса; в-третьих, насколько снизилась доля ветхого и аварийного жилья, и, в-четвертых, насколько увеличилась доля малоэтажного жилья в общем объеме всего веденного жилья.
Составляя заявки для получения федеральной субсидии, региональные власти должны быть реалистичными, ведь если субъект РФ не смог достичь показателей, указанных в заявке, то на следующий год он в конкурсном отборе участвовать уже не сможет и субсидию не получит. А средства, которые были запланированы для него, будут распределены между другими регионами.
Если выделенная субсидия субъектом федерации полностью не использована в течение финансового года, то эти средства будут либо оставлены для их дальнейшего использования по назначению, либо возвращены в федеральный бюджет. Тратить средства субсидии на не целевые расходы категорически запрещено. Контролируют расходование выделенных региону средств Минрегион и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Также в рамках подпрограммы могут быть даны государственные гарантии по заимствованиям для строительства объектов инфраструктуры при комплексном освоении территорий для строительства доступного жилья.
Планируется также, что государство будет поощрять частную инициативу граждан в жилищном строительстве, создание ЖСК, более активное использование материнского капитала. Кроме того, заявлено о намерении снизить для предпринимателей административные барьеры, упростить доступ к кредитным ресурсам, создать условия для развития конкуренции и т.д.
Меры поддержки, которые предусмотрены подпрограммой, реализуются в рамках региональных целевых программ. Для финансирования проектов предполагается активное привлечение банковских кредитов. Заемщиками в данном случае выступают органы исполнительной власти регионального и местного уровня, юридические лица (например, организации системы ЖКХ), Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.
Для возврата кредитов, взятых под эти проекты, предполагаются различные источники (продажа земельных участков, уступка прав по договорам аренды, регулируемые тарифы на подключение к инженерным сетям, продажа или сдача внаем жилья, которое построено в рамках проектов) и т.д.
Нормативные документы по Программе:
Постановление Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 г. о Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Паспорт подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
В какой стадии реализация Подпрограммы?
В настоящее время подпрограмма активно реализуется. Общий объем ее финансирования в период с 2011 по 2015 год предусмотрен на уровне в 42,13 млрд рублей. Эта сумма делится пополам между федеральным и местными бюджетами (по 21,07 млрд руб.). По годам запланированы следующие показатели ввода жилья: 2011 г. - 64 млн кв. м, 2012 г. - 67 млн кв. м, 2013 г. - 70 млн кв. м, 2014 г. - 79 млн кв. м. К 2015 году планируется выйти на уровень 90 млн кв. м вводимого жилья в год. При этом доля жилья эконом-класса составит 60%, такой же показатель (60%) должен быть достигнут по вводу малоэтажного жилья.
Комментарии