Необходимость в массовой регистрации возникает в двух случаях: когда девелоперу нужно оформить право собственности на нераспроданное жилье или при регистрации собственности на дольщиков.
И чем больше объектов нужно зарегистрировать, тем больше для этого требуется времени и ресурса сотрудников. Как можно упростить эту процедуру и ускорить процесс, рассказывает директор по развитию сервиса электронной регистрации сделок с недвижимостью SmartDeal Наталья Крымская.

- Почему скорость регистрации так важна?
- Простая математика
- Особенности электронной массовой регистрации
- Примеры из практики
Почему скорость регистрации так важна?
С 1 января 2025 года значительно увеличился размер госпошлин при оформлении сделок с недвижимостью, что вызвало в конце года ажиотаж в области регистрации прав собственности. Кроме этого, в настоящее время на рассмотрении Госдумы находится законопроект с поправками в 214-ФЗ и 218-ФЗ. Если он будет принят, то с 1 марта 2025 года застройщиков обяжут:
- регистрировать договора долевого участия (ДДУ) только онлайн;
- оформлять права собственников на дольщиков в течение 30 дней после подписания акта приема-передачи;
- нераспроданные остатки в обязательном порядке регистрировать на себя в течение 6 месяцев с момента постановки на кадастровый учет.
За несвоевременное оформление грозит административная ответственность.
Сроки, прописанные в законопроекте, еще могут измениться с последующими чтениями так же, как и уровень административной ответственности, но уже сейчас понятно: в 2025 году у застройщиков будут жесткие регламенты по оформлению объектов недвижимости.
Простая математика
На заведение одной сделки с нуля у опытного регистратора уходит около 20 минут. А в конце прошлого года можно было наблюдать ситуацию, когда компаниям требовалось зарегистрировать более 1500 объектов недвижимости за пару недель. Простой подсчет показывает, что на все 1500 обращений в этом случае нужно 500 часов или 62,5 рабочих дня. Даже если у вас в штате пять регистраторов, то им понадобилось бы 12,5 рабочих дней без лишних перерывов на кофе.
Сократить время можно с помощью шаблонов обращений. Но даже если на одно обращение уходит, скажем, не 20, а 5 минут, то на все одному регистратору потребуется 125 часов (больше 15 рабочих дней) непрерывной работы. Процесс пойдет быстрее, если использовать процедуру массовой загрузки документов и отправки обращений в Росреестр.
Особенности электронной массовой регистрации
У регистраторов ушло некоторое время на изучение новой процедуры и отладку процессов, и сейчас можно оценить работу пилотных проектов в этой области. Рассмотрим в качестве примера пилотный проект массовой регистрации в сервисе электронной регистрации SmartDeal.
До запуска процедуры пользователю потребуется создать в MS Excel реестр объектов, подлежащих регистрации (в произвольной форме). По каждому объекту нужно заполнить четыре характеристики: адрес, кадастровый номер, тип объекта (квартира, нежилое помещение и пр.) и его площадь. В каком порядке будут расположены эти столбцы, не имеет значения, т.к. в сервисе можно задать параметры, из которых будут подтягиваться нужные данные.
Далее создаем шаблон, по которому все последующие обращения будут создаваться автоматически. Загружаем реестр – по нажатию одной кнопки система автоматически создает необходимое количество обращений, затем отправляем их на подпись уполномоченному представителю, и сразу после подписания отправляем в Росреестр весь пакет целиком.
По нашим подсчетам, на загрузку готового реестра объектов, подписание УКЭП представителя застройщика и создание 100 обращений потребуется около трех минут. Ранее на эти действия опытному пользователю потребовалось бы не меньше 1,5 часов. Таким образом, временные затраты сокращаются в разы.
Примеры из практики
Уже сегодня можно увидеть результаты использования пилотного проекта. Так, в конце 2024 года ГК «БФА-Девелопмент» – застройщик ЖК «Огни залива» – провел оформление обращений в Росреестр для массовой регистрации более 1500 объектов недвижимости менее чем за 1 день. Как это происходило?
После ввода в эксплуатацию девелопер принял решение зарегистрировать собственность на нераспроданные квартиры, парковочные места, технические и нежилые помещения. В обычной практике на каждый объект пришлось бы заводить отдельное обращение, и процесс мог затянуться. С помощью функции массовой регистрации компания смогла провести эту процедуру очень быстро. При этом на заведение обращений не пришлось увеличивать штат сотрудников, с этой задачей справился один человек. После подачи обращений Росреестр зарегистрировал все эти сделки в течение 2 дней.
Другой застройщик проводил массовую регистрацию 400 объектов ДДУ на закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ), что также отняло у него несколько часов на загрузку объектов, создание обращений и подписание пакета документов. В дальнейшем при отладке процедуры результаты будут только улучшаться.
В целом, инструмент массовой загрузки может быть полезен не только при регистрации собственности на застройщика, но и для оптовых продаж объектов недвижимости по договору купли-продажи, а вскоре будет доступен новый функционал – регистрация собственности застройщиком на дольщика, что крайне важно в преддверии изменений в действующее законодательство.
Комментарии