Экономический кризис, грянувший в конце 2014 года больно ударил по рядовым сотрудникам строительных компаний. Все чаще сталкиваясь с задержками зарплаты, кто-то увольняется сразу, а кто-то надеясь на лучшее, продолжает гнуть спину на стройке «в долг», а то и «за бесплатно». Некоторые пишут жалобы в адрес властей, и лишь немногие отваживаются на открытую конфронтацию с начальством...
Бизнесу бизнесово...
Начиная с весны крупные строительные компании столицы стали задерживать зарплаты своим работникам. Департамент градостроительной политики Москвы был завален сотнями жалоб сотрудников организаций. В прессе появились сообщения о невыплате зарплат на крупнейших предприятиях, среди которых фигурировали корпорация «Трансстрой», группа «СУ-155», «ГлавМосСтрой», объединение «Дормост», «МосСтройМеханизация-5» и др. По словам столичных чиновников основной причиной нарастающей задолженности по зарплатам были не кризисные явления в экономике и на строительном рынке, а просчеты в планировании производственно-хозяйственной деятельности со стороны руководства предприятий. В результате возникла острая нехватка денежных средств, которых в условиях сложной экономической ситуации взять было просто негде...
Общие долги предприятий росли как на дрожжах. К примеру, группа «СУ-155» перестала выплачивать ежемесячное жалование своим работникам еще в январе 2015 года, а ее долг на конец 2014-го составлял почти 25 млрд руб. Руководитель компании «МосСтройМеханизация-5» в интервью одному из отраслевых СМИ рассказал, что задержки по выплатам зарплат в первую очередь связаны с уменьшением объема заказов: если в 2013 году девелопер выполнял работы на 20-25 млрд. руб., то нынешним летом — только 5-6 млрд. Задержки по выплатам в «МСМ-5» начались еще весной 2014 года и привели к тому, что численность персонала сократилась втрое - с 6 тысяч человек до 2 тысяч.
Представитель компании «ГлавМосСтрой» просроченные (непогашенные) обязательства перед работниками предприятия объяснил почти двукратным удорожанием стройматериалов зимой 2015 года при фиксированной цене контрактов, отсутствием существенного авансирования со стороны заказчиков, а также грабительскими банковскими ставками. «Люди увольняются, у многих семьи, дети, и они не могут ждать — мы это понимаем...но в то же время выполнение контрактов позволит нам погасить задолженность в ближайшее время», - заявил управленец.
Проблемы с задержками зарплат решаются — твердят воротилы строительного бизнеса, однако в приоритете у них соблюдение обязательств по контрактам и перед партнерами. То есть первым делом коммерция, а уже потом люди...
По другую сторону баррикад
Строительные корпорации столицы были лишь каплей в море. Очень быстро эпидемия хронических задержек зарплат охватила стройки во многих крупных городах страны. В первую очередь там, где объемы строительства ежегодно росли быстрыми темпами и где количество крупных строек исчислялось десятками, а то и сотнями.
Непростая ситуация с выплатой зарплат сегодня и в Северной столице. Журналисту портала удалось пообщаться с представителем «младших чинов» строительного бизнеса. Разговор получился содержательным, ведь мастера, прорабы и специалисты ИТР — это люди, как правило не понаслышке осведомленные о нюансах финансирования строительных работ и распределения денежных средств на разных этапах реализации проектов.
У нашего собеседника Виктора за плечами многолетний опыт работы на строительстве промышленных объектов Украины и отелей в Крыму. Работал и в Москве. Сегодня руководит бригадой на стройплощадке в пригороде Петербурга - в районе аэропорта «Пулково». Там возводится крупный объект энергетического комплекса по заказу ОАО «ФСК ЕЭС» - крупнейшего монополиста отрасли, в капитале которого преобладает государственное участие.
По словам Виктора, когда строительство ведется в рамках «госзаказа», то первоначально денежные средства, предусмотренные проектом и сметами выделяются вовремя и в достаточном объеме: «Идет так называемый «подпор деньгами», и финансирование осуществляется заказчиком в соответствии с утвержденным графиком платежей... Как правило, нехватка денег начинает ощущаться на завершающих этапах стройки — в ходе отделочных работ к примеру... Кто виноват? Чаще всего генподрядчик, ведь именно он распоряжается денежными средствами и в любой момент может перенаправить их на другие подконтрольные ему объекты. Здесь мы уже имеем дело с типичной «пирамидой» в строительном бизнесе, когда за счет ныне возводимых объектов «закрывают» долгострои...».
Дефицит оборотного капитала у генподрядчика практически сразу отражается на деятельности субподрядных организаций. Последние как правило работают что называется «с колес», то есть выполнили работу, подписали акты, получили деньги. Субподрядчики не располагают достаточными оборотными средствами и проволочки в финансировании со стороны генподрядчика печально сказываются на их хозяйственной деятельности. Между тем, неоднократные задержки зарплат мастерам и рядовым работникам влекут за собой «текучесть кадров». «Бригады разбегаются и для выполнения новых заказов у предприятия уже нет ресурсов - ни людских, ни финансовых, оно начинает терять рынок и сползает к банкроству»,- сетует наш собеседник - «бывает, что по субподрядам не рассчитываются до полугода и более, но здесь уже надо смотреть как составлен договор с генподрядчиком и указаны ли в нем отсрочки платежей. Знаю, что сегодня многие работают по договорам с предоплатой, люди подстраховываются...». Виктор сообщил, что на его уже почти завершенном объекте генподрядчик только-только подписал акт о выполнении работ за июль и уже наметилась двухмесячная задержка в распределении денежных средств. Разумеется, все это сказывается и на графиках выплаты зарплат.
На финасирование строек зачастую влияет и «человеческий фактор», который по словам Виктора, является отражением нашей особой российской ментальности: «Предположим кто-то из руководства генподрядного предприятия захотел «Мерседес» последней модели и он не будет ждать пока объект сдадут в эксплуатацию, а совет директоров сможет всесторонне оценить прибыль. Он завтра пойдет в автосалон и купит новую машину...». Вывод денег из незавершенных проектов на собственные расходы уже стало обычным делом для отечественной бизнес-элиты. Ну что поделать, люди в России привыкли жить на широкую ногу и им «до лампочки», что у субподрядчиков разбегается персонал и они теряют заказы, что вообще-то на дворе экономический кризис. Э-эх, живем ведь один раз!...
Как уже говорилось выше одним из следствий экономических неурядиц в стране явилось заметное удорожание стройматериалов. По оценкам экспертов весной этого года цены на строительные смеси и бетон выросли до 30%. С нашим мнением, что нестабильная ситуация с ценами напрямую влияет на благополучие компаний строительной отрасли Виктор не согласился: «кризисные явления в экономике и рост стоимости материалов и оборудования чаще всего оказывают негативное влияние на проекты строительства со сроком реализации от 3 до 5 лет. Стройки, выполняемые в течение года, максимум двух лет и их участники как правило не испытывают на себе серьезных последствий кризиса. Рынок строительства отличается некоторой инертностью, он просто не успевает среагировать за такой короткий срок... Кроме того, не стоит забывать, что перед началом любой стройки составляются сметы, где прописана стоимость стройматериалов, а по ходу работ готовятся отчеты по форме М-29, где указана информация о потребностях и расходе материалов. Таким образом, себестоимость строительно-монтажных работ постоянно контролируется, она не может внезапно вырасти в разы...».
Значит война?
Кризис в строительном бизнесе — сегодня популярная тема на профессиональных форумах в Интернете. Мнения их участников в целом сходятся: накопленные долги по взаиморасчетам, сокращение госбюджетов и дефицит госзаказов, отсутствие эффективного партнерства на рынке в том числе приводят и к тому, что рядовые сотрудники ждут зарплату не один месяц и получают ее заметно урезанной. О премиях и других материальных вознаграждениях вообще стоит забыть, по мнению участников интернет-сообществ. Короче говоря, в строительной бизнесе сегодня идет «война за выживание», о людях думать некогда...
Значит они должны заботиться о себе сами! В августе строительную отрасль в крупных городах будоражили акции протеста. В Екатеринбурге семьи сотрудников предприятий «Грaнит +» и «Стройцентр» устроили голодовку. Им не выплачивали зарплату в течение трех месяцев, долг составил до ста тысяч рублей на одного сотрудника (общий долг организаций достиг трех миллионов рублей). Лишь вмешательство местной прокуратуры заставило руководство раскошелиться...
Показательной была акция на стройплощадке в поселке Кудрово Ленинградской области. Четверо сотрудников забрались на 50-метровый башенный кран и угрожали самоубийством, если предприятие не погасит им долги по зарплате. По счастью прибывшие правоохранители отговорили рабочих от этого шага. Позже к делу подключилась прокуратура и инспекция труда.
А совсем недавно в СМИ появилась информация о долгах перед рабочими на стройке ныне образцово-показательной «Зенит-Арены» в Санкт-Петербурге. Однако, пресс-служба генподрядчика оперативно опровергла слухи о задержке заработной платы строителям, отметив, что «строительство стадиона на Крестовском острове проходит в соответствии со всеми требованиями российского законодательства и находится под постоянным контролем проверяющих органов». Указывалось, что за период строительства стадиона ООО «Инжтрансстрой-СПб» выплатил в качестве заработной платы более 5 млрд. рублей. «Оплата рабочим, задействованным в строительстве, осуществляется без задержек и соответствует общим показателям по отрасли» — сообщили в пресс-службе.
Конечно здесь можно сделать поправку на то, что своевременная подготовка к Чемпионату мира - 2018 теперь является стратегически важной задачей в первую очередь для властей и они постараются пресечь любые попытки бизнесменов снова вывести из «стройки века» деньги и накопить долги перед сотрудниками. А на множестве других строек в России благосостояние трудящихся как и раньше будет зависеть от компетентности, и, не в последнюю очередь — от честности и ответственности руководства предприятий перед людьми.
Р.S.
В строительной отрасли Москвы в настоящее время самый большой перекос между доходами управленческого персонала и рабочими. Об этом свидетельствуют чиновники московской мэрии. По словам заместителя мэра Москвы Марата Хуснуллина, сегодня на рынке сложилась ситуация, когда руководитель, причем без опыта работы в отрасли, получает до 12 миллионов рублей, а рабочий — немногим более 40 тысяч. При этом руководитель разъезжает на «мерседесах» и летает на самолетах, а рабочим из месяца в месяц задерживают зарплату. Уровень заработной платы рабочих и руководителей столичных строительных компаний необходимо привести к единым нормативам, уверен чиновник.
Комментарии