Введите название ЖК, застройщика, район, метро, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «высокие потолки».
Введите название МЖК, застройщика, район, метро, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «высокие потолки».
Введите название КП, застройщика, район, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «рядом озеро».
Введите название ЖК, застройщика, район, метро, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «высокие потолки».
Введите название района, метро, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «высокие потолки».
Очистить0
Введите название ЖК, застройщика, район, метро, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «высокие потолки».
Введите название МЖК, застройщика, район, метро, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «высокие потолки».
Введите название КП, застройщика, район, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «рядом озеро».
Введите название ЖК, застройщика, район, метро, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «высокие потолки».
Введите название района, метро, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «высокие потолки».
Очистить0
Введите название ЖК, застройщика, район, метро, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «высокие потолки».
Введите название МЖК, застройщика, район, метро, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «высокие потолки».
Введите название КП, застройщика, район, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «рядом озеро».
Введите название ЖК, застройщика, район, метро, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «высокие потолки».
Введите название района, метро, локацию, улицу или ищите по ключевому слову
в описании. Например, «высокие потолки».
Очистить0

«Дамба»

«Дамба»

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС) давно в обиходе среди горожан называется кратко «дамбой». Но определение это неполное, так как КЗС – это комплекс дамб и смежных водопропускных и судопропускных сооружений. Система проходит поперек Финского залива, от поселка Бронка до Сестрорецка (пос. Горская), через остров Котлин (город Кронштадт). Вся «дамба» является частью кольцевой автородороги.

Во всем мире занимаются поиском мер по защите и предотвращению наводнений. По подсчетам, затраты на предотвращение стихийных бедствий в 50-70 раз ниже затрат на ликвидацию их последствий.

Северная столица не стала исключением. Для защиты города от затоплений во времена Петра I поднимали основания сооружений грунтом, извлекаемым при рытье судоходных каналов. Был также специально прорыт Обводный канал, который, предполагалось, защитит город от бедствий. Но увы, в 1824 году уровень воды поднялся на 421 см над уровнем моря - самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю города. После этого наводнения от инженера П. П. Базена поступило предложение соорудить каменную дамбу по ширине Финского залива, от Лисьего носа до Ораниенбаума через остров Котлин. В XIX столетии создать такую преграду было практически нереально. Но через 150 лет идея инженера П. П. Базена стала основой проекта КЗС.

Этот вариант был, однако, не единственным. Например, существовали восточный вариант (по западному берегу Санкт-Петербурга) и западный (приблизительно по линии ныне существующего Комплекса).

Окончательное решение начать работу по созданию «морских ворот Санкт-Петербурга» было принято в 1955 году, после четвертого по масштабу наводнения за всю историю города.

Комплекс защитных сооружений предназначен для защиты Петербурга от наводнений высотой до 4,55 м, транспортной наземной связи Кронштадта с материком, пропуск судов через гидротехнические сооружения, улучшение экологии в акватории Невской губы засчет регулирования проточности, организация участка КАД с выводом в обход города транзитного транспорта. Стоимость проекта составила 87,3 миллиарда рублей (по состоянию на август 2010 года).

КЗС включает в себя 11 защитных дамб (Д-1-Д-11), 2 судопропускных сооружения (С-1 и С-2), 6 водопропускных сооружений (В-1 - В-6) и автомагистраль, находящуюся на гребне защитных дамб, с туннелем, мостами и транспортными развязками. Нумерация сооружений идет от Бронки к Горской. Протяженность всей «конструкции» — 25,4 км.

Упомянутые локации
Кронштадт
Локация
1 объект

Д-1-Д-11 - каменно-земляные дамбы - соединяют отрезки трассы между судопропускными и водопропускными сооружениями, а также являются основанием участка КАД. Учитывая, что защитные дамбы предполагалось эксплуатировать в условиях постоянных действий волн и колебаний уровня воды и льда (зимой), было подготовлено сильное ограждение из двух каменных отсыпок, пространство между ними заполнили песчаными и другими мягкими грунтами. Во время строительства земляные дамбы связывали материк и строящиеся объекты, по ним доставляли необходимые технику и материалы. Участок кольцевой автодороги, проходящий по гребню дамб комплекса защитных сооружений, представляет собой автостраду шириной 29 м, из шести полос. Со стороны Финского залива трасса ограждена волноотбойным бордюром высотой 1,5 м. Пропускная способность участка составляет не менее 30 000 единиц транспорта в день. По всей длине КЗС установлены локальные сооружения для очистки поверхностного стока с проезжей части дороги – это позволяет избавить окружающую среду от воздействия шестиполосной автострады, что разработано впервые в Европе.

Упомянутые локации
Сестрорецк
Локация
25 объектов

Судопропускное сооружение С-1 – сердце комплекса. При ширине 200 м, основное предназначение - круглогодичный пропуск морских судов. Основными составляющими С-1 являются 2 симметричных плавучих затвора-батопорта и автотоннель под судоходным каналом. При угрозе наводнения сухие доковые камеры, в которых «хранятся» батопорты, наполняются водой. Батопорты всплывают и перемещаются в пролет судоходного канала. Камеры внутри батопортов заполняются водой, и затворы опускаются на порог (глубина составляет 16 м от уровня Балтийского моря). Чтобы перекрыть судоходный канал, уходит 45 минут, и 25 минут - чтобы опуститься на порог.

Назначение судоходного сооружения С-2 - пропуск судов «река-море». Шириной этого судоходного канала 110 м, глубина 7 м. Он содержит подъемно-опускной затвор, который в период затишья находится на дне канала, в бетонном пазу ниже уровня порога. В период наводнения эта конструкция поднимается из воды при помощи гидравлических цилиндров и перекрывает пролет. В комплекс сооружения С-2 также входит подъемный автомобильный мост длиной 1,5 км. Мост над каналом может при помощи канатных механизмов подниматься со своей высоты 16 м до 25 м за 2-3 минуты.

Под судоходным каналом расположен подземный автомобильный тоннель шириной 6 полос. Нижняя точка тоннеля — минус 28 м. Общая длина – 1961 м, с учетом двух открытых участков протяженностью 386 м.

Водопропускные сооружения В1-В6 выполняют важную экологическую функцию - естественный водообмен между Финским заливом и Невской губой. Каждое из шести водопропускных сооружений оборудовано 10-12 стальными сегментными затворами (напоминающий ковш трактора) шириной 24 м. Всего затворов – 64. При необходимости затворы погружаются под воду на глубину 2,5 м и 5 м. Внутри затворов находится бетонный наполнитель, что дает возможность пробивать слой льда толщиной до 0,6 м.

Считается, что при угрозе наводнения, дирекция КЗС получает информацию о подъеме уровня воды от Гидрометцентра, и заранее (за 3 часа) предупреждает об угрозе неводнения и прекращении навигации руководство Большого порта. В первую очередь закрываются батопорты судопропускных сооружений С-1 и С-2, а затем створы водопропускных сооружений (В-1 — В-6).

Важно открыть судоходные пролеты С-1 и С-2 не позднее, чем через 48 часов после их закрытия, так как именно столько понадобится водам Невы, чтобы накопиться и начать создавать угрозу затопления города уже с обратной стороны.

В обычное время все судопропускные и водопропускные сооружения всегда открыты, размер их общего просвета составляет около 2 км. Для свободного перемещения воды, водных обитателей и льда также не создается препятствий.

Помимо основного предназначения, по КЗС проводятся экскурсии, цель которых ознакомить как с деятельностью «дамбы», так и с окружающим природным и историческим пространством. Также планируется открытие музея с интерактивной экспозицией, где главный принцип будет «Трогаем руками!». Кроме того, здесь предполагается создать центр семейного досуга: оборудовать велосипедные дорожки, зеленые зоны с детскими площадками, смотровые площадки, причал, прокат лодок и катамаранов.

Этапы строительства

2 августа 1979 г. - выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений». После этого организованы строительные площадки «Котлин», «Горская» и «Бронка».

1981 г. - начало работ по возведению основных объектов комплекса защитных сооружений.

1984 г. - остров Котлин соединен сухопутным проездом с материком (на стройплощадке «Горская»).

1978 г. - проект КЗС подвергнут экологической экспертизе. Государственным комитетом по науке и технике СССР привлечены уполномоченные органы по охране рыбных ресурсов, вод, государственного санэпидемнадзора и другие. Проект рекомендован к утверждению.

1987 г. - в Перестройку строительство КЗС было приостановлено после протестов общественности из-за опасений негативного воздействия «дамбы» на окружающую среду, впоследствии опровергнутых, но основная причина — из-за прекращения финансирования.

В конце 1980-х гг. - экологическое состояние Невской губы ухудшается.

1990 г. - Международная комиссия из независимых экспертов (созданной по инициативе Правительства) подтвердили объективность, законность и научную обоснованность выводов по экологической экспертизе проекта, сделанного в 1978 году. А снижение качества воды в Невской губе признано связанным, в основном, с большой концентрацией сброса неочищенных и сточных вод в акваторию. Но строительство не возобновилось: на сессии Ленсовета принято решение о нецелесообразности существующего проекта КСЗ. В течение последующего десятилетия строительство Комплекса защитных сооружений заморожено. Проводятся только минимально необходимые работы, финансирование осуществляется на 10 процентов.

1995 г. - выходит научно-популярный фильм «Морские наводнения на компьютере» о проблемах защиты людей от затоплений, в том числе упоминается о строительстве в Финском заливе дамбы для защиты Петербурга от наводнений.

1996 г. - проект «Защита Санкт-Петербурга от наводнений» изменен, рассмотрен Главгосэкспертизой Минстроя России и утвержден Минстроем России.

2001 г. - передача функций заказчика Госкомитету по строительству и жилищно-коммунальному комплексу России, преобразованному позже, в 2004 году, в Федеральное агентство (Росстрой). Но из-за банкротства бывшего генподрядчика - ФГУП «Ленгидроэнергоспецстрой», а также недостатком финансирования, существенных изменений в строительстве «дамбы» не произошло.

22 декабря 2002 г. - подписано Соглашение о займе между РФ и Европейским банком реконструкции и развития на сумму 245 млн. долларов США, а также соглашение с Северным инвестиционным банком на сумму 40 млн. долларов США и с Европейским инвестиционным банком на сумму 40 млн. евро. В этом же году выполнение функций заказчика-застройщика поручено ФКП «Дирекция комплекса защитных сооружений Министерства регионального развития Российской Федерации». Собрана команда: консультант-инженер - ЗАО «Генинжконсалт», ЗАО Институт «Стройпроект» - Royal Haskoning (Нидерланды), консультант-проектировщик – английская компания Halcrow Group Ltd., для реализации проекта - Фонд инвестиционных строительных проектов СПб.

Октябрь 2005 г. - на круглом столе «Погода на XXI век» директор Главной геофизической обсерватории им. Войекова В. Мелешко заявил, что «дамба», возможно, не понадобится. Так как не понятно, как потепление климата повлияет на гидрологическую обстановку Финского залива. Возможно, изменение климата повлечет за собой исчезновение угрозы затопления, или ее увеличение, и не только осенью, но и летом, и зимой.

С конца 2005 г. руководителем Северо-Западной дирекции Росстроя, отвечающим за строительство КЗС, назначен банкир В. Коган.

2006 г. - Правительство Российской Федерации по поручению Президента подготовило и утвердило «Программу завершения строительства КЗС», где указаны источники финансирования и требуемые объемы работ.

Ноябрь 2006 г. – главой «Северо-Западной дирекции Росстроя – дирекции комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений» назначен Владимир Щекачихин.

Июль-август 2007 г. – возникает угроза обрушения форта «Александр» из-за работ по строительству дамбы. Комитет по охране памятников объявил запрет вести дноуглубительные работы на расстоянии 300 м от форта.

2008 г. - в «Программе завершения строительства КЗС» изменены сроки строительства с 2012 до 2011 года.

12 августа 2011 г. – официальное открытие комплекса для защиты Санкт-Петербурга от наводнений.

28 ноября 2011 г. - первое использование КЗС.

Комментарий

Все хорошо, что хорошо заканчивается. И всего за каких-то 30 лет. Дамба - безусловно полезное для защиты города от наводнений сооружение, но влияние ее на экологию все же сомнительно. Но неоднозначно не только это.

Любопытно посмотреть, как обстоит дело на практике. Через месяц после начала функционирования КЗС, 27 декабря 2011 года в Петербурге было зафиксировано 309-е наводнение. Специалисты спрогнозировали наводнение накануне, и в 5 утра 26 декабря дамбу закрыли. Ночью ее пришлось открыть, чтобы выпустить воду, накопившуюся в Невской губе, и для прохождения судов. В 10 утра 27 декабря дамбу вновь закрыли, а к вечеру уровень воды в Неве превысил отметку 160 см над ординаром. (стоит напомнить, что в северной столице наводнением считается подъем уровня воды на 160 см выше нуля Кронштадтского фурштока). Власти города заявили, что если бы не был закрыт КЗС, то подъем воды мог бы дойти до 2,8 - 3 метра.

Но за время закрытия дамбы более 20 судов не могли выйти из Санкт-Петербурга и войти в него, в том числе паром с 1200 пассажирами на борту, которые остались в море в штурмовую погоду. И компания намеревалась подать в суд, чтобы добиться возмещения ущерба. Так как несмотря на то, с момента сигнала от МЧС до реального закрытия дамбы – не меньше суток, руководство порта, видимо, было не в курсе. То есть дамбу закрыли фактически перед носом у судна.

Таким образом проблема оказалась там где не ждали - нет ясности, кто по факту принимает решение о закрытии дамбы и какими документами это оформлено. Официально считается, что решение о закрытии дамбы принимает МЧС. Хотя это противоречит закону о портах Российской Федерации, где указано, что при форс-мажоре закрыть порт вправе лишь администрация морского порта, капитан порта. В целом механизм открытия-закрытия дамбы непрозрачен, дирекция ФКП является лишь исполнителем.

Увы, если не решить внутренние вопросы – то пассажирские и срочные грузы смогут принять порты и Финляндии, Чехии, Эстонии – что не сможет не сказаться на экономике города.

 «Маршрут»  пос. Бронка – Кронштадт (о. Котлин) – Сестрорецк (пос. Горская)
 Начало строительства  1979 год
 Окончание строительства  2011 год
 Протяженность  25,4 км
 Заказчик-застройщик  ФКП "Дирекция комплекса защитных сооружений Министерства регионального развития Российской Федерации"
 Менеджер проекта  Институт "Стройпроект", г.Санкт-Петербург
 Главный проектировщик  институт «Ленгидропроект»
 Генподрядчик  ЗАО «ЛенСМУ»
 Дополнительные  услуги  Экскурсии

 

Комментарии

Чтобы подписаться на ветку комментариев, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Вы можете подписаться на комментарии
Если Вам надоело каждый раз вводить капчу и быть NoName пользователем,
зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Вы еще не голосовали за данную статью, проголосуйте:
Если Вам надоело каждый раз вводить капчу и быть NoName пользователем,
зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Вы еще не голосовали за данную статью, проголосуйте:
Похожие статьи по данной теме